Отчет о деятельности
департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области за 2020 год
1. Структура государственной собственности Воронежской области.
По состоянию на 01.01.2021 в собственности Воронежской области находится:
1) 27106 объектов движимого имущества и 14560 объектов недвижимого имущества областного уровня собственности,
2) 19271 земельный участок;
3) 459 государственных учреждений, из них:
- 36 автономных учреждений;
- 260 бюджетных учреждений;
- 163 казенных учреждений.
4) 5 государственных унитарных и казенных предприятий (ГУП и КП), из них 1 – государственное унитарное предприятие, 4 – казенные предприятия.
5) пакеты акций 21 акционерного общества, из них: 20 – действующих общества; 1 – в процедуре банкротства.
2. Финансовые итоги использования и распоряжения государственной собственностью Воронежской области.
За 2020 год от использования и распоряжения государственным имуществом Воронежской области, регулирования рекламного и алкогольного рынков в областной бюджет поступило 751,92 млн руб. План имущественных поступлений (518,3 млн руб.) выполнен на 145%.
Существенное пополнение областного бюджета обусловлено поступлением доходов по следующим направлениям:
1) аренда, продажа и использование земельных участков областного уровня собственности – 602,07 млн руб.;
2) аренда и продажа государственной собственности Воронежской области – 86,79 млн руб.
3) продажа права на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, расположенных на территории городского округа г. Воронеж и от ранее заключенных Департаментом договоров – 37,18 млн руб.
4) лицензирование отдельных видов деятельности – 14,88 млн руб.
3. Оформление прав собственности на государственное имущество.
Зарегистрировано право собственности Воронежской области на 699 объектов недвижимого имущества.
Кроме того, за 2020 год зарегистрировано право собственности Воронежской области на 527 земельных участков, в том числе:
- 89 земельных участков, занимаемых автомобильными дорогами регионального значения Воронежской области,
- 65 земельных участков, занимаемых областными учреждениями,
- 66 земельных участков, занимаемых объектами газоснабжения,
- 286 земельных участков, оформленных из невостребованных земельных долей,
- 3 земельных участка, занятых водными объектами (прудами),
- 18 земельных участков, занятых лесополосами.
Таким образом, по состоянию на 01.01.2021 зарегистрировано право собственности Воронежской области на 99% земельных участков и объектов недвижимого имущества, находящихся в «статичном» реестре.
4. Земельные отношения.
4.1. Реализация мероприятий по совершенствованию земельных отношений.
Перевод земель из одной категории в другую.
Осуществлены мероприятия по переводу 55 земельных участков, расположенных на территории Воронежской области, общей площадью 464,3 га из категории земель сельскохозяйственного назначения в иные категории.
Оформление невостребованных земельных долей на территории Воронежской области.
На территории Воронежской области в рамках реализации программного мероприятия государственной программы Воронежской области «Управление государственным имуществом» Департаментом продолжаются работы по оформлению невостребованных земельных долей.
По итогам проведенных работ в областную собственность в 2020 году было оформлено 286 земельных участков сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Бутурлиновского, Богучарского, Кантемировского и Панинского муниципальных районов.
Учитывая высокую экономическую значимость проводимых мероприятий для Воронежской области, работа по оформлению невостребованных земель, оставшихся неохваченными в период уже проведенных работ и выявленных по результатам проведенной инвентаризации в ряде районов области, будет продолжена и в дальнейшем. В целях реализации мероприятий Департаментом в 2021 году запланировано заключение нового государственного контракта по оформлению невостребованных земель в собственность региона. По результатам работ до конца 2023 года планируется оформить еще порядка 16 тыс. га.
Департаментом совместно с органами местного самоуправления осуществлено наполнение областной государственной информационной системы «Автоматизированная информационная система «Учет и мониторинг земель сельскохозяйственного назначения» (далее – АИС УМЗ) сведениями о земельных участках, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости Росреестра.
В рамках модернизации АИС УМЗ в 2020 году:
- осуществлена проверка и актуализация информации о 223 тысячах земельных участках сельскохозяйственного назначения Воронежской области;
- интегрированы сведения о посевных площадях сельскохозяйственных угодий и произрастающих на них сельскохозяйственных культурах, содержащихся в Единой федеральной информационной системе земель сельскохозяйственного назначения, а также сведения о границах лесного фонда Воронежской области.
Проведение проверок сельскохозяйственных земель областного уровня собственности.
Департаментом совместно с ОГБУ ВО «Управление природных ресурсов» проведены мероприятия по выявлению земельных участков сельскохозяйственного назначения областного уровня собственности, фактически используемых без договорных отношений, по результатам которых выявлено 42 земельных участка общей площадью 2,2 тыс. га.
Совместно с администрациями муниципальных районов проведена работа по установлению лиц – фактических пользователей данных земельных участков.
Землепользователям направлены уведомления об уплате фактического использования данными земельными участками, в соответствии с которыми в бюджет перечислено денежных средств на общую сумму 1723 тыс. руб.
4.2. Осуществление комплекса мер по эффективному управлению земельными ресурсами Воронежской области.
В рамках реализации проекта «Новая индустриализация региона»:
- проведена инвентаризация земельных участков в границах ИП «Масловский» и определены направления развития ИП «Масловский», в том числе за счет прилегающих земельных участков, находящихся в частной собственности, свободных земельных участков в границах индустриального парка и земельных участков, расположенных на территории Каширского района;
- согласован план и паспорт рабочего проекта «Новая индустриализация региона», которым предусмотрено развитие инфраструктуры ИП «Масловский», ОЭЗ «Центр», ТОСЭР «Павловск» и новых индустриальных парков на территории Каширского и Паловского муниципальных районов;
- проработаны возможные варианты по земельным участкам, расположенным в границах существующих индустриальных парков и экономических зон Воронежской области, за счет которых возможно создание новых индустриальных парков.
В рамках утверждения прилегающей территории ОЭЗ «Центр»:
- подготовлены выписки из ЕГРН, содержащие сведения о правообладателях земельных участков и объектах недвижимости, подлежащих включению в границы указанной территории;
- согласовано заключение дополнительного соглашения в части создания на территории Новоусманского муниципального района особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Центр» по передаче Российской Федерации полномочий по распоряжению земельными участками в границах ОЭЗ «Центр».
Проведение инвентаризации государственного областного имущества.
В соответствии с приказом Департамента утвержден график проведения проверок земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области.
По состоянию на 01.01.2021 проведены следующие работы:
- завершена проверка 35 учреждений, подведомственных управлению ветеринарии Воронежской области. Всего проверено 195 земельных участков и 602 объекта недвижимости;
- завершена проверка земельных участков, находящихся в казне Воронежской области и предоставленных в аренду физическим и юридическим лицам. Всего проверено 180 земельных участков;
- завершена проверка земельных участков категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенных в 16 муниципальных районах Воронежской области. Всего проверено 804 земельных участка;
- проведена проверка 48 земельных участков и 285 объектов недвижимости, закрепленных за 10 учреждениями, подведомственными департаменту здравоохранения Воронежской области.
По итогам инвентаризации проведен анализ актов проверок на предмет выявления неиспользуемого государственного имущества в целях его дальнейшего вовлечения в оборот. Всего выявлено 911 объектов, не используемых региональными учреждениями и предприятиями.
В отношении неиспользуемого имущества или используемого неэффективно проведены мероприятия по выявлению наиболее инвестиционно – привлекательного для дальнейшего его вовлечения в хозяйственных оборот путем проведения торгов.
Земельный залоговый фонд.
В целях привлечения инвестиций в экономику региона правительством Воронежской области принято решение об участии акционерного общества «Залоговый земельный фонд Воронежской области», 100%-ный пакет акций которого принадлежит области, в реализации инвестиционного механизма на основе залога земельных участков, приобретённых обществом из государственной или муниципальной собственности.
По состоянию на 01.01.2021 в собственности АО «Земельный залоговый фонд» находится 48 земельных участков общей площадью 1,3 тыс. га, рыночной стоимостью порядка 1,25 млрд руб., из них:
- 12 земельных участков находятся в залоге у Банка ВТБ (ПАО);
- 4 земельных участка находятся в залоге у ПАО Сбербанк, обеспечивая исполнение обязательств АО «Бутурлиновский ЛВЗ»;
- 31 земельный участок планируется к передаче в залог ПАО Сбербанк по обязательствам ООО «Благо-Юг» в 2021 году.
Таким образом, в качестве залогового обеспечения возможно использовать один земельный участок площадью 261 га рыночной стоимостью 12,3 млн руб.
В рамках взаимодействия с ОАО «Земельный залоговый фонд Воронежской области» согласованы решения:
- о передаче с различными сроками земельных участков сельскохозяйственного и промышленного назначения, принадлежащих обществу на праве собственности, в аренду ФНЦ «Всероссийский институт кормов им. В.Р. Вильямса», ОАО «Павловск Неруд», ООО «УДМС», ООО «Трансстроймеханизация», СПК Ширяева Г.И. и др. для сельскохозяйственного производства и временного складирования строительных материалов;
- о продаже гр. Колесниченко Д.В. и гр. Харзыцову Р.А. земельного участка площадью 182,7 тыс. кв.м, расположенного на территории Павловского муниципального района;
- о заключении соглашений об изъятии 6 земельных участков для государственных нужд с Российской Федерацией в лице ГК «Росавтодор» (для строительства и реконструкции автодороги М4-Дон).
4.3. Распоряжение земельными участками.
По состоянию на 01.01.2021 на территории Воронежской области в реестре многодетных граждан, имеющих право на получение земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства, состоят 5315 многодетных граждан, в том числе 4172 многодетных гражданина, проживающих на территории городского округа город Воронеж, и 1225 многодетных граждан, проживающих на территории муниципальных районов Воронежской области.
На отчетную дату на территории Воронежской области бесплатно предоставлены в собственность участки 6568 многодетным гражданам, в том числе 1187 многодетным гражданам, состоящим на очереди и проживающим на территории г. Воронежа (из них в 2020 году земельные участки предоставлены 96 гражданам, проживающим на территории г. Воронежа, и 389 гражданам, проживающим на территории муниципальных образований).
В 2020 году Департаментом осуществлялось предоставление земельных участков, расположенных на территории с. Александровка Новоусманского муниципального района, с. Гудовка Семилукского муниципального района, а также на территории городского округа г. Воронеж.
Осуществлены мероприятия по предоставлению (передаче) земельных участков для размещения социально значимых объектов на территории региона.
В соответствии с поручением Президента России В.В. Путина Департаментом обеспечено сопровождение реализации проекта по строительству и вводу в эксплуатацию многофункционального медицинского инфекционного центра модульного типа на 200 коек. В рамках исполнения данного поручения Департаментом сформирован и предоставлен в безвозмездное пользование Федерального казенного предприятия «Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации» земельный участок областного уровня собственности по ул. Ростовская, 90 площадью 3,8 га.
Кроме того, за счет средств бюджета Воронежской области обеспечено подключение медицинского центра к инженерным сетям (сети холодного водоснабжения и водоотведения, сети ливневой канализации, электрические сети, сети связи).
В этой связи, в соответствии с действующим законодательством Департаментом было обеспечено получение технических условий на подключение, согласование необходимой проектной документации, заключение государственных контрактов с ресурсоснабжающими организациями на технологическое присоединение к инженерным сетям, проведение мероприятий по приемке выполненных работ с подписанием соответствующих актов.
Также БУЗ ВО «ВГКБСМП № 8» оказано содействие в оформлении договорных обязательств с ресурсоснабжающими организациями в целях обеспечения медицинского центра необходимыми ресурсами.
В настоящее время все здания, строения и сооружения медицинского центра приняты в собственность Воронежской области в полном объеме.
Кроме того, в 2020 году:
- проведен комплекс мероприятий по обеспечению реализации проекта «Строительство детского корпуса для оказания специализированной медицинской помощи детям по профилям Онкология, Гематология, ЛОР органов БУЗ ВО «ВОДКБ № 1», расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Ломоносова, 114: образован земельный участок для строительства объекта площадью 1,26 га; данный участок предоставлен в безвозмездное пользование департаменту строительной политики области; получен градостроительный план земельного участка;
- проведен комплекс мероприятий по обеспечению строительства объекта «Каньон для лучевой терапии на территории БУЗ ВО «Воронежский областной клинический онкологический диспансер» по адресу: г. Воронеж, ул. Электросигнальная, 13»: образован земельный участок для строительства объекта площадью 0,2 га; указанный участок предоставлен в безвозмездное пользование департаменту строительной политики области; получен градостроительный план земельного участка;
- в целях обеспечения реализации проекта по строительству объекта «Физкультурно-оздоровительный комплекс с бассейном» в г. Воронеж, ул. Новосибирская, 5б подготовлено и принято распоряжение губернатора области «О предоставлении ООО «Газпром инвестгазификация» земельного участка в аренду без проведения торгов для завершения строительства объекта»; с ООО «Газпром инвестгазификация» заключен договор аренды земельного участка, обеспечено проведение мероприятий по государственной регистрации права собственности на объект в целях его дальнейшей передачи в государственную собственность Воронежской области;
- в целях строительства в городе Воронеж храма в честь святых Царственных страстотерпцев образован и предоставлен в безвозмездное пользование сроком на 10 лет Местной религиозной организации православный Приход храма во имя святых Царственных страстотерпцев г. Воронеж религиозной организации «Воронежская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) земельный участок площадью 8148 кв.м.;
- в целях строительства объекта «Средняя общеобразовательная школа в р.п. Стрелица Семилукского муниципального района предоставлен ООО «СтройИнжиниринг» в аренду на срок 3 года без проведения торгов земельный участок;
- в целях строительства объекта «Физкультурно-оздоровительный комплекс по адресу: г. Воронеж, б-р Победы, 23/2» предоставлен ООО «СМУ № 3» в аренду на срок 3 года без проведения торгов земельный участок.
В целях развития жилищного строительства на территории городского округа г. Воронеж:
- инициирована передача земельных участков федерального уровня собственности, расположенных по адресам: г. Воронеж, пр-т Московский, 142в, ориентировочной площадью 45 000 кв.м.; ул. Матросова, 102а, площадью 85160 кв.м; Московский пр-кт, 179, площадью 33000 кв.м; ул. Грамши, 74, площадью 8117 кв.м, для размещения объектов социальной инфраструктуры (школы, детского сада);
- проводится работа по передаче правительству Воронежской области полномочий по управлению и распоряжению земельными участками, расположенными по адресам: Хохольский район, пос. Опытная станция ВНИИК ул. Чаянова, 13, 26 и ул. Садовая 25,33, для размещения объектов социальной инфраструктуры (общеобразовательной школы со спортивным комплексом);
- прорабатывается вопрос передачи полномочий по управлению и распоряжению федеральными земельными участками правительству Воронежской области для целей жилищного строительства и развития инфраструктуры на территории муниципальных образований Воронежской области.
В рамках реализации проекта по реконструкции Петровской набережной утверждены схемы расположения 8 земельных участков на кадастровом плане территории, проведены мероприятия по постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности Воронежской области 8 земельных участков площадью 11,6 га.
В целях проведения мероприятий по комплексному развитию территории бывшего Воронежского экскаваторного завода им. Коминтерна, занятой деградирующими промышленными и хозяйственными площадками, в 2020 году проведена следующая работа:
- обеспечена координация деятельности созданной при Департаменте рабочей группы по реализации комплексного развития территории;
- определены земельные участки, входящие в состав данной территории;
- выявлены правообладатели земельных участков и объектов недвижимого имущества, расположенных на территории бывшего экскаваторного завода;
- необходимая информация нанесена на картографический материал.
Оказывалось содействие в реализации стратегического проекта «Формирование памятника природы на территории лесопарковой зоны «Северный лес», расположенную на территории г.Воронежа.
Проведен мониторинг всех заключенных договоров в отношении земельных участков, входящих в ООПТ «Северный лес».
Всем собственникам земельных участков, входящих в ООПТ «Северный лес», направлена официальная информация о планируемом изъятии и предложения о возможности обмена на равнозначные земельные участки, расположенные по адресу: г.Воронеж, ул. Белорусская, 111, а также дополнительные предложения по обмену на земли, расположенные в п. Семилукские Выселки г. Воронежа. Однако, от предложенных к обмену земельных участков собственники (физические лица) отказались, но была выражена заинтересованность в обмене на земельные участки из состава земель лесного фонда, расположенные в районе больницы № 8 (район «Машмет»).
Один из владельцев крупных участков (АО ФК «Аксиома») также выразил заинтересованность в обмене имеющихся земельных участков на земельный участок лесфонда по ул. Ростовской, площадью 25 га.
В этой связи, совместно с администрацией городского округа г. Воронеж прорабатывалась возможность увеличения площади земельного участка из земель лесфонда в целях реализации процедуры мены. Включение земель лесфонда в границы городского округа город Воронеж станет возможным после получения необходимых согласований в рамках работы согласительной комиссии, созданной администрацией городского округа город Воронеж, и внесения соответствующих изменений в Генеральный план г. Воронежа.
Также в рамках заключенного государственного контракта проведена предварительная оценка размера возмещения за изымаемые земельные участки для государственных нужд. Приказом Департамента утверждены типовые формы соглашений об изъятии недвижимого имущества для государственных нужд.
В настоящее время достигнуты определенные договоренности с собственниками земельных участков о планируемом выкупе либо возможном равнозначном обмене.
На особом контроле находится реализация мероприятий по соблюдению градостроительных норм и правил при предоставлении земельных участков для строительства. В 2020 году организовано и проведено 2 заседания комиссии, на которых рассмотрены 29 земельных участков, из которых по 16 земельным участкам приняты положительные решения.
В рамках исполнения полномочий по распоряжению земельными участками, расположенными на территории Воронежской области, в 2020 году осуществлены следующие мероприятия:
- подготовлено и издано 5 распоряжений правительства Воронежской области о приеме земельных участков в собственность Воронежской области, 6 распоряжений правительства Воронежской области о передаче земельных участков из собственности Воронежской области в собственность муниципальных образований Воронежской области;
- выданы 545 разрешений на использование земель и земельных участков, находящихся в государственной собственности без предоставления земельных участков и установления сервитутов;
- предоставлено в постоянное (бессрочное) пользование 87 земельных участков, в том числе 77 для размещения автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, 10 участков для осуществления уставной деятельности предприятий и учреждений Воронежской области;
- подготовлено и издано 296 приказов Департамента об утверждении охранных зон газораспределительных сетей;
- подготовлено и издано 15 приказов об утверждении схем расположения земельных участков областного уровня собственности на кадастровом плане территории.
В рамках осуществления государственной кадастровой оценки земель:
- на заседаниях комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Воронежской области рассмотрено 291 заявление, из них согласовано 68 заявлений; 221 заявление отклонено;
- издано 2 постановления правительства области о внесении изменений в результаты государственной кадастровой оценки, по землям населенных пунктов и сельскохозяйственного использования в отношении 9 земельных участков.
5. Управление имущественным комплексом областных государственных предприятий и учреждений.
5.1. Повышение эффективности деятельности государственных унитарных предприятий.
В целях повышения эффективности деятельности государственных унитарных предприятий (далее - предприятия) Департаментом реализуется комплексная система управления и контроля их деятельности, основанная на реализации постановления администрации Воронежской области от 30.10.2003 № 973 «О мерах по повышению эффективности использования областного имущества, закрепленного в хозяйственном ведении государственных унитарных предприятий Воронежской области», ежеквартальном мониторинге бухгалтерской отчетности в совокупности с отчетами предприятий установленными постановлением администрации Воронежской области от 29.06.2006 № 523 «Об утверждении порядка представления отчетности государственных унитарных предприятий Воронежской области», работе Межведомственной комиссии по контролю за эффективностью управления государственным имуществом Воронежской области (далее – МВК), в соответствии с полномочиями, определенными постановлением администрации Воронежской области от 21.07.2004 № 661, которым разграничены полномочия собственника имущества областных предприятий.
Данная система предусматривает ежегодную подготовку каждым предприятием программ деятельности, включая показатели эффективности на очередной и два последующих года, обсуждение проектов программ на заседаниях МВК и дальнейшее утверждение их отраслевым исполнительным органом государственной власти области, в ведомственном подчинении которого находится соответствующее предприятие. Степень выполнения показателей эффективности является основанием для материального стимулирования руководителей предприятий.
В целях актуализации показателей деятельности областных предприятий и совершенствования контроля повышения эффективности управления государственным имуществом Воронежской области в 2020 году внесены изменения в постановление администрации Воронежской области от 29.06.2006 № 523 «Об утверждении порядка представления отчетности государственных унитарных предприятий Воронежской области» в части корректировки состава и целевых значений показателей.
В течение 2020 года финансово–хозяйственную деятельность осуществляли 5 предприятий.
По результатам мониторинга финансово-хозяйственной деятельности предприятий за 9 месяцев 2020 года выявлено возникновение совокупного убытка от деятельности всех предприятий, связанное с получением убытка КП ВО «Воронежфармация». При этом совокупная чистая прибыль, полученная другими четырьмя предприятиями составила 12,8 млн руб. Выручка от основной деятельности предприятий возросла по отношению к прошлому году на 15% и составила за 9 месяцев 2020 года 1,8 млрд руб. Общая стоимость активов на 30.09.2020 превышает 3 млрд руб. Предприятиями осуществляются мероприятия по урегулированию дебиторской и кредиторской задолженностей, производится оптимизация расходов.
Выполнение предприятиями показателей эффективности деятельности ежеквартально контролировалось Департаментом путем мониторинга их финансово-производственной деятельности на основе анализа бухгалтерской отчетности и отчетов. Также Департаментом совместно с предприятиями на постоянной основе ведется работа с непрофильным имуществом в целях определения вариантов наиболее эффективного его использования.
В 2020 году проведены 2 заседания МВК, на которых рассмотрены результаты деятельности пяти областных предприятий, а также программы их деятельности на 2021-2023 годы. По результатам проведенных заседаний МВК двум предприятиям комиссией даны рекомендации, направленные на повышение эффективности использования областного имущества и рост рентабельности финансово-хозяйственной деятельности предприятий.
В целях реализации положений Федерального закона от 27.12.2019 № 485-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федерального закона «О защите конкуренции» разработан план мероприятий Воронежской области на период до 2025 года по реформированию (ликвидации) государственных и муниципальных унитарных (казенных) предприятий.
План мероприятий подготовлен на основании предложений администраций муниципальных образований Воронежской области, а также по результатам проведенной органами исполнительной власти Воронежской области работы по избранию наиболее оптимальной организационно-правовой формы дальнейшего существования государственных и муниципальных предприятий, зарегистрированных на территории области.
Департаментом планируется проводить ежегодный мониторинг результатов реализации запланированных мероприятий.
5.2. Повышение эффективности деятельности государственных учреждений.
В соответствии с распоряжением правительства Воронежской области от 15.09.2020 № 1166-р «О повышении (индексации) оплаты труда» проиндексирована заработная плата работников государственных учреждений, подведомственных Департаменту.
В соответствии с методикой, утвержденной приказом Департамента от 28.02.2017 № 417 «О порядке осуществления мониторинга результатов деятельности государственных учреждений, подведомственных департаменту», проведена оценка и рейтинг результатов деятельности учреждений, подведомственных Департаменту, за 2020 год. Всеми учреждениями плановые значения ведомственных показателей выполнены в полном объеме.
В соответствии с постановлением правительства Воронежской области от 22.10.2020 № 997 «О внесении изменений в постановление правительства Воронежской области от 14.02.2018 № 144» функции и полномочия учредителя ГБУ ВО «Центр государственной кадастровой оценки Воронежской области» переданы в Департамент.
Проведена аттестация руководителей подведомственных Департаменту учреждений: ОГБУ ВО «Природные ресурсы», КУ ВО «Фонд госимущества Воронежской области», КУ ВО «Облимущество». По результатам аттестации все руководители соответствуют занимаемой должности.
В целях оптимизации структуры государственных учреждений Воронежской области в 2020 году проведены мероприятия по ликвидации следующих учреждений:
- АУ ВО «Воронежская городская аптека»;
- АУЗ ВО «Воронежская консультативно-диагностическая поликлиника»;
- БУ ВО «Тишанский дом-интернат для престарелых и инвалидов».
Проведены мероприятия по реорганизации следующих учреждений:
- БУ ВО «Новоусманский дом-интернат для престарелых и инвалидов» в форме присоединения к нему БУ ВО «Верхнехавский дом-интернат для престарелых и инвалидов»;
- БУ ВО «Россошанский психоневрологический интернат» в форме присоединения к нему БУ ВО «Россошанский дом-интернат для престарелых и инвалидов»;
- БУ ВО «Воронежский областной центр информационного обеспечения АПК» в форме присоединения к нему БУ ВО «Воронежагроавтоучреждение».
Кроме того, в отчетном периоде проводилась работа по созданию следующих учреждений:
- КУ ВО «Региональный центр поддержки и развития государственного жилищного надзора» путем изменения типа существующего ГБУ ВО «Региональный центр поддержки и развития государственного жилищного надзора»;
- ГБУ ВО «Центр экспертизы тарифов»;
- ГКУ ВО «Центр бюджетного учета и отчетности» путем изменения типа существующего ГБУ ВО «Центр бухгалтерского учета и отчетности».
5.3. Осуществление прав Воронежской области как акционера в акционерных обществах с долей Воронежской области.
По состоянию на 01.01.2021 Воронежская область является владельцем пакетов акций 21 акционерного общества, из которых 20 действующие, 1 – в процедуре банкротства.
Анализ показателей за 9 месяцев 2020 года свидетельствует о положительной динамике показателей объема реализации, чистых активов, активов, основных средств.
Кроме того, по данному направлению деятельности проведены следующие мероприятия:
- проведена процедура увеличения уставного капитала АО «ВИнКо» за счет средств бюджета Воронежской области;
- в ходе реализации процедуры увеличения уставного капитала АО «СК «Факел» обществу предоставлены бюджетные инвестиции за счет средств бюджета Воронежской области, а также в собственность общества передано в порядке приватизации государственное имущество (автомобиль);
- проведена процедура увеличения уставного капитала АО «Студия «Губерния» за счет средств бюджета Воронежской области;
- в ходе реализации процедуры увеличения уставного капитала АО «Воронежоблтехинвентаризация» в собственность общества в порядке приватизации передана часть акций АО «Бутурлиновский ЛВЗ» и т.д.
Также в 2020 году:
- проведено 12 годовых общих собраний акционеров, 22 внеочередных общих собрания акционеров акционерных обществ;
- издано 62 приказа Департамента – решения единственного акционера обществ с долей Воронежской области в уставных капиталах по вопросам, относящимся к компетенции годовых и внеочередных общих собраний акционеров, а также вопросам текущей деятельности обществ;
- проведено 268 заседаний советов директоров обществ по вопросам текущей деятельности обществ.
6. Управление областной недвижимостью.
В 2020 году зарегистрировано право собственности Воронежской области на 699 объектов недвижимого имущества, в т.ч.:
- 403 квартиры, приобретенные за счет средств областного бюджета для детей-сирот;
- 21 объект недвижимости, входящий в состав имущественного комплекса «Внешние сети водоснабжения, внешние сети водоотведения к мясохладобойне-предприятию по убою, переработке и хранению животноводческой продукции свиноводческого комплекса АГРОЭКО», расположенный на территории Павловского муниципального района;
- 7 объектов недвижимости, входящих в состав имущественного комплекса «Физкультурно-оздоровительный комплекс с бассейном», переданных в собственность Воронежской области на основании договора пожертвования от Фонда поддержки социальных инициатив Газпрома;
- 4 объекта недвижимости (теплотрасса, канализация, водопровод, электроснабжение), входящих в состав имущественного комплекса («Дом с ризалитами»), расположенных по адресу: Рамонский район, р.п. Рамонь, ул. Мосина, д. 21/1;
- 7 объектов недвижимости, входящих в состав Мемориального комплекса «Осетровский плацдарм», расположенных в Верхнемамонском районе;
- 15 объектов недвижимости («Благоустройство особой экономической зоны), входящих в состав имущественного комплекса ИП «Масловский», расположенных в Новоусманском районе;
- 2 объекта недвижимости (объект незавершенного строительства и земельный участок), переданных на основании распоряжения правительства Воронежской области от 02.07.2020 № 828. Указанное имущество в дальнейшем планируется использовать при строительстве объекта «Футбольный манеж в г. Воронеж в 2020-2022 годах;
- 13 объектов недвижимости, переданных на основании приказа Министерства обороны Российской Федерации, расположенных по адресу г. Воронеж, ул. Ростовская, д. 90 для строительства инфекционной больницы;
- 2 объекта недвижимости (квартиры), приобретенных на основании контракта от 30.03.2020 № 160 (г. Воронеж, ул. Куколкина, д. 11 (кв. 16 и 489);
- 21 объект недвижимости, входящий в состав имущественного комплекса «Центр по гребле на байдарках и каноэ», расположенных по адресу: г. Воронеж, ул. Димитрова, д. 2в;
- 67 объектов недвижимости (квартиры), переданных на основании приказа Министерства обороны Российской Федерации от 19.11.2019 № 1079;
- 5 объектов недвижимости входящих в состав имущественного комплекса (ФАП и инженерная инфраструктура), расположенного по адресу: Воробьевский район, с. Рудня, ул. Октябрьская, д. 8а;
- 3 объекта недвижимости (нежилое здание (конюшня) и 2 объекта инженерной инфраструктуры), входящих в состав имущественного комплекса (АУ ВО «Воронежский зоопарк им. А.С. Попова»), расположенных по адресу: г. Воронеж, ул. Полины Осипенко, д. 6а;
- 129 иных объектов недвижимого имущества.
Проведены работы по внесению изменений в сведения ЕГРН путем подготовки пакетов документов и подачи соответствующего заявления в Управление Росреестра по Воронежской области на сооружение (ГТС), расположенное по адресу: Воробьевский район, п. свх. Краснопольский 1 отделение, 1660 м. юго-восточнее х. Нагольный (Балка Коренная). Данное сооружение подлежит капитальному ремонту за счет субсидий федерального бюджета в 2020-2021 годах.
6.2. Передача объектов с уровня на уровень.
В отчетном периоде продолжена работа с федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления по перераспределению имущества в связи с разграничением полномочий между Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями.
Так, в 2020 году в рамках передачи с уровня на уровень в государственную собственность Воронежской области от Министерства промышленности и торговли Российской Федерации принято 24 легковых автомобиля для медицинских организаций, 70 школьных автобусов.
Также в государственную собственность Воронежской области от Министерства обороны Российской Федерации принят многофункциональный медицинский центр, а также объекты движимого и недвижимого имущества, входящие в состав имущественного комплекса, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Ростовская, 90.
Кроме того, в государственную собственность Воронежской области принято следующее муниципальное имущество: 42 ед. недвижимого имущества и 3725 ед. движимого имущества.
В собственность муниципальных образований передано 296266 ед. движимого имущества и 37 ед. недвижимого имущества.
Также в отчетном периоде передано в федеральную собственность 122 ед. движимого имущества, 5 ед. недвижимого имущества. Из федеральной собственности в государственную собственность Воронежской области принят 1 объект недвижимого имущества.
7. Распоряжение областным имуществом.
7.1. Приватизация государственного имущества Воронежской области.
С целью оптимизации структуры имущества, находящегося в государственной собственности Воронежской области, и получения дополнительных неналоговых доходов от его использования и реализации, Департаментом на постоянной проводится мониторинг состава государственного имущества в части целесообразности его сохранения в государственной областной собственности. Проводится инвентаризация областного имущества, находящегося в пользовании учреждений и предприятий, по результатам которой выявляются неиспользуемые объекты недвижимости и земельные участки. В отношении неиспользуемого имущества или используемого неэффективно проводятся мероприятия по выявлению наиболее инвестиционно – привлекательного для дальнейшего его вовлечения в хозяйственных оборот путем проведения торгов, в том числе включения в прогнозный план (программу) приватизации государственного имущества Воронежской области.
В рамках реализации Закона Воронежской области от 08.04.2019 № 30-ОЗ «О прогнозном плане (программе) приватизации государственного имущества Воронежской области на 2019-2021 годы и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Воронежской области в сфере приватизации» в 2020 году в бюджет Воронежской области поступило денежных средств от продажи областного имущества на общую сумму 107,2 млн руб., из них:
- от продажи объектов (здания, сооружения, движимое имущество) на общую сумму 79,38 млн руб.;
- от продажи земельных участков на общую сумму 27,7 млн руб.;
- от поступивших процентов за рассрочку в соответствии с заключенными договорами купли-продажи государственного областного имущества на сумму 0,195 млн руб.
Данный результат достигнут за счет повышения конкурентности продаж посредством использования электронных и иных информационных площадок.
В целях повышения уровня исполнения программы приватизации была проведена работа по формированию актуальных подходов к построению системы продаж, в частности:
- адресное информирование о проводимых торгах и приватизируемом имуществе;
- взаимодействие с администрациями муниципальных районов и сельских поселений Воронежской области, управами городского округа город Воронеж;
- размещение информации о торгах на сайтах по продаже недвижимости, информационных растяжках на самих объектах недвижимости и т.д.
Основой формирования предложений для продажи имущества как и в прошлые годы стал заявительный принцип, согласно которому в отношении значительной части объектов, включенных в программу приватизации, проведен анализ заинтересованности их приобретения юридическими и физическими лицами.
Приватизация жилых помещений и заключение договоров найма жилых помещений.
В рамках работы с жилищным фондом Воронежской области в 2020 году проведены следующие мероприятия:
- заключены 504 новых договора спецнайма жилых помещений с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей;
- перезаключены 89 договоров социального найма и 52 договора спецнайма с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, на новый пятилетний срок;
- заключены 58 договоров социального найма жилых помещений с многодетными гражданами, 7 договоров социального найма жилых помещений с гражданами иных льготных категорий;
- заключены 206 договоров на передачу жилых помещений в собственность льготным категориям граждан в порядке приватизации.
Осуществлены ремонтные работы в отношении двух жилых помещений в целях последующего предоставления льготным категориям граждан сироты.
7.2. Оказание имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
1. В рамках реализации целевой модели упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации «Поддержка малого и среднего предпринимательства» в части оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в 2020 году продолжила свою работу межведомственная рабочая группа по вопросам оказания имущественной поддержки субъектов МСП, основной задачей которой является выявление неиспользуемого, неэффективно используемого или используемого не по назначению государственного и муниципального имущества на территории Воронежской области для последующей передачи в аренду. Аналогичные рабочие группы созданы в муниципальных образованиях.
На заседаниях рабочих групп рассматривались вопросы увеличения количества объектов имущества в перечнях государственного и муниципального имущества, а также повышения эффективности использования данного имущества.
По всем ведомственным показателям раздела «Оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства» целевой модели на 2020 год достигнуты плановые значения в полном объеме, в т.ч.:
1) сформированы и утверждены перечни муниципального имущества во всех муниципальных районах и городских округах - 34 (100%), городских поселениях - 27 (96,4%) и сельских поселениях – 191 (45,9%).
Плановый показатель на 2020 год: в муниципальных районах и городских округах 100 %, в городских поселениях 90 %, в сельских 40 % (выполнен);
2) количество объектов в утвержденных перечнях муниципального имущества увеличено на 10%. Так, в перечни имущества по муниципальным районам и городским округам в 2020 году включены 39 объектов, по городским поселениям – 7 объектов, по сельским поселениям – 37 объектов. Общее количество объектов, включенных в указанные перечни, составляет 83 единицы.
По состоянию на 01.01.2021 количество объектов, включенных в перечни имущества, подлежащего предоставлению в аренду субъектам МСП, составляет в муниципальных районах – 429 ед., городских поселениях – 105 ед., сельских поселениях – 379 ед.
Перечень государственного имущества Воронежской области увеличен на 10% (включены 14 объектов) и состоит из 153 объектов.
Общее количество объектов областного и муниципального уровня собственности, подлежащих предоставлению в аренду субъектам МСП, составляет 1066 единиц.
Плановый показатель на 2020 год – увеличение на 10% (выполнен);
3) в аренду передано:
- в 28 муниципальных районах и 3 городских округах – 335 объектов (78%);
- в городских поселениях – 77 объектов (73%);
- в сельских поселениях – 213 объектов (56%);
- Воронежская область – 127 объектов (83%).
Всего: из 1066 объектов, включенных в перечни, передано в аренду 752 объекта, что составляет – 70,5% .
Плановый показатель на 2020 год - 70% (выполнен).
2. В целях определения степени удовлетворенности процедурами получения арендных площадей, предоставляемых регионом субъектам малого бизнеса, проведен самоаудит показателя Национального рейтинга состояния инвестиционного климата «Удовлетворенность процедурами получения арендных площадей, предоставляемых регионом субъектам малого бизнеса».
По итогам 2020 года в опросе приняли участие 248 организаций, получивших в аренду областное и муниципальное имущество.
Оценивались как общая удовлетворенность процедурой получения арендных площадей, так и отдельные критерии, утвержденные в соответствии с методологией Агентства стратегических инициатив.
По результатам самоаудита состояния показателя «Удовлетворенность процедурами получения арендных площадей, предоставляемых регионом субъектам малого бизнеса» значение за 2020 год составило 3,96 (динамика положительная).
- предоставление отсрочки уплаты арендных платежей по договорам аренды государственного имущества Воронежской области за апрель - июнь 2020 г. на срок не позднее 31 декабря 2021 года;
- освобождение арендаторов, осуществляющих виды деятельности в сфере авиаперевозок, аэропортовой деятельности, автоперевозок, культуры, организации досуга и развлечений, физкультурно-оздоровительной деятельности и спорта, туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма, гостиничного бизнеса, общественного питания, организаций дополнительного образования, негосударственных образовательных учреждений, организации конференций и выставок, бытовые услуги населению (ремонт, стирка, химчистка, услуги парикмахерских и салонов красоты), от уплаты арендных платежей по договорам аренды государственного имущества Воронежской области за апрель - июнь т.г.
Всего заключено 66 дополнительных соглашений на сумму 13,72 млн руб., из них:
· 10 соглашений с субъектами МСП на сумму 4,1 млн руб.,
· 56 соглашений с иными организациями на сумму 9,62 млн руб.
Кроме того, в целях поддержки предпринимателей Департаментом разработано и издано распоряжение правительства Воронежской области от 13.07.2020 № 862-р «О предоставлении мер поддержки организациям, осуществляющим деятельность в сфере наружной рекламы».
Указанный нормативный акт предусматривает для владельцев рекламных конструкций заключение дополнительного соглашения по отсрочке внесения платежей по договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на срок с 1 апреля до 1 октября 2020 года, с оплатой задолженности до 01.04.2021.
Всего в 2020 году по 251 конструкции заключены дополнительные соглашения к договорам (на сумму 6,7 млн руб.).
7.3. Залог государственного имущества Воронежской области.
За период действия Закона Воронежской области от 30.06.2010 № 62-ОЗ «О залоге имущества, находящегося в собственности Воронежской области» с учетом предоставления меры господдержки в виде залога областного имущества в экономику Воронежской области были привлечены инвестиции в объеме 54 млрд руб.
В 2020 году работа с инвесторами велась в рамках ранее заключенных договоров залога, в том числе посредством заключения дополнительных соглашений в связи выводом имущества из залога. Так, осуществлен вывод государственного имущества, а также имущества подконтрольных Воронежской области организаций общей стоимостью 3,8 млрд руб. Данный залог обеспечивал исполнение обязательств ООО «ЭкоНиваАгро» и ООО «Заречное» перед ПАО «Сбербанк» и АО «Россельхозбанк».
Таким образом, в настоящее время все государственное имущество Воронежской области, ранее используемое в качестве обеспечения, высвобождено из залога.
На 2021 год в соответствии с постановлением правительства Воронежской области от 30.11.2020 №1048 «Об утверждении перечня объектов областного имущества, которые могут быть предметом залога в 2021 году» утвержден Перечень объектов областного залогового фонда, в который включены 418 объектов движимого и недвижимого имущества ориентировочной стоимостью 6,7 млрд. руб.
Указанные объекты областного залогового фонда предназначены для обеспечения исполнения обязательств инвесторов, реализующих либо планирующих реализацию инвестиционных проектов на территории Воронежской области.
В частности, на заседании Экспертного совета по вопросам реализации стратегии социально-экономического развития области принято решение о включении в перечень системообразующих организаций Воронежской области ООО «Благо-Юг», реализующего инвестиционный проект по модернизации имущественного комплекса ООО «Завод Растительных Масел «Эртильский» с общим заявленным объёмом инвестиций 4,5 млрд руб. В целях обеспечения поддержки инвестиционного проекта Департаментом реализуются мероприятия по передаче в залог ПАО Сбербанк имущества Воронежской области и подконтрольных ей организаций, включая земельные участки АО «Земельный залоговый фонд».
Помимо этого, совместно с департаментом предпринимательства и торговли области в 2020 году реализованы мероприятия по формированию нормативной правовой базы по предоставлению государственной поддержки в виде обеспечения обязательств субъектов МСП залогом областного имущества.
Для реализации данной меры господдержки порядок предоставления в залог областного имущества, утвержденный постановлением правительства Воронежской области от 08.11.2010 № 950, дополнен разделом, предусматривающим процедуру обеспечения залогом субъектов МСП, а также разработаны и утверждены необходимые изменения в Закон Воронежской области от 30.06.2010 № 62-ОЗ «О залоге имущества, находящегося в собственности Воронежской области», в Закон Воронежской области от 12.03.2008 № 4-ОЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства»
8. Регулирование рекламной деятельности.
В 2020 году утверждены и внесены изменения в ранее утвержденные схемы размещения рекламных конструкций на территории городского округа г.Воронеж по 7 участкам территорий, включающие в себя 7 мест установки рекламных конструкций различных форматов. Исключены из ранее утвержденных схем 558 мест установки рекламных конструкций по 54 участкам территории (всего исключено 867 мест). Также за прошедший год Департаментом выдано 67 разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, аннулировано 220 разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.
В целях сокращения незаконно установленных рекламных конструкций на постоянной основе проводился мониторинг улиц г. Воронежа. В результате проведенной Департаментом работы количество незаконных конструкций сократилось в 10 раз. В настоящее время доля законно установленных рекламных конструкций составляет 86%.
Подготовлены соглашения о передаче в администрацию городского округа город Воронеж 56 договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в соответствии с оформленными в муниципальную собственность земельными участками под автомобильными дорогами по следующим улицам: 20 лет Октября, Волгоградская, Новосибирская, Кольцовская.
В соответствии с утвержденными схемами в 2020 году проведено 3 аукциона на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, по итогам которых заключено 23 договора. Общая сумма доходов от проведенных торгов составила 13,72 млн руб.
Всего за 2020 год доходы бюджета Воронежской области, полученные от заключенных договоров и продажи права на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, составили 37,18 млн руб.
Демонтаж незаконно установленных рекламных конструкций.
В целях сокращения несанкционированного размещения незаконных конструкций на территории городского округа г. Воронеж Департаментом на постоянной основе проводилась работа по демонтажу незаконно установленных рекламных конструкций.
В 2020 году Департаментом выданы 953 предписания о демонтаже незаконно установленных рекламных конструкций, составлено 902 акта осмотра мест установки таких конструкций. Кроме того, на официальном сайте Департамента в сети «Интернет» опубликована информация в отношении 127 незаконно установленных и подлежащих демонтажу рекламных конструкциях, владельцы которых либо собственники недвижимого имущества, к которым присоединены данные конструкции, не установлены.
За отчетный период подготовлены и направлены материалы в отношении 441 незаконно установленной рекламной конструкции различных типов и видов, владельцы которых не исполнили выданные предписания, для осуществления администрацией городского округа г. Воронеж демонтажа за счет средств местного бюджета.
В ходе проведенной совместной работы с администрацией городского округа город Воронеж с начала 2020 года выполнен демонтаж 553 отдельно стоящих незаконно установленных рекламных конструкций, из них 234 силами подрядных организаций, а также 319 демонтировано владельцами рекламных конструкций согласно выданным Департаментом предписаниям.
Для активизации работ по демонтажу незаконных рекламных конструкций осуществлялось взаимодействие со всеми заинтересованными структурами (администрацией городского округа город Воронеж, управами районов, правоохранительными органы), проводился постоянный мониторинг улиц г. Воронежа в целях выявления и пресечения установки новых незаконных рекламных конструкций и привлечения виновных лиц к административной ответственности.
Подписано соглашение о взаимодействии Департамента, управления ГИБДД ГУ МВД России по Воронежской области и УМВД России по городу Воронежу по вопросам рассмотрения схем размещения рекламных конструкций и привлечения владельцев незаконно установленных рекламных конструкций к административной ответственности в соответствии со статьей 14.37 КоАП РФ.
Размещение социальной рекламы.
В течение 2020 года размещены информационные материалы социальной направленности на 1770 рекламных поверхностях на территории г. Воронежа.
Проведено размещение информационных материалов:
- о мероприятиях, направленных на развитие культурного потенциала Воронежской области: о проведении X Международного Платоновского фестиваля искусств, о проведении конкурса «Русская цивилизация», в рамках проектов «Книга - лучший подарок!», «Русское лето»;
- о социально значимых событиях жизни города и области: «25 января - День освобождения города Воронежа», «Лица Победы», «День народного единства, «День волонтера», «Парад Победы в Великой Отечественной войне 1941- 1945 г.г.», информационно-разъяснительные материалы о проведении всероссийского референдума по внесению поправок в Конституцию РФ; информационно-разъяснительные материалы о проведении выборов в областную и городскую Думы;
- о мерах профилактики против распространения коронавирусной инфекции;
- о мероприятиях, направленных на популяризацию семейных ценностей и здорового образа жизни: «День семьи любви и верности», о профилактике наркомании и алкоголизма на территории области, о волонтерском движении области, материалы благотворительного фонда «Добросвет»;
- о мероприятиях, направленных на популяризацию спорта среди населения: «День зимних видов спорта», материалы футбольного клуба « Факел»;
- поздравительные материалы от имени губернатора Воронежской области, администрации городского округа город Воронеж с различными праздничными мероприятиями.
Проведены работы по обслуживанию, текущему ремонту, печати и размещению информационных баннеров на 104 информационных щитах, принадлежащих Воронежской области (в 34 муниципальных районах и городских округах, на автомобильных дорогах М4 - «Дон», А-144 «Курск-Воронеж-Борисоглебск»).
Кроме того, в рамках собственных полномочий осуществлялось взаимодействие с муниципальными районами и городскими округами Воронежской области в сфере наружной рекламы. Предварительно согласованы и внесены изменения в схемы размещения рекламных конструкций на территории Бутурлиновского, Бобровского, Каширского, Лискинского, Рамонского, Россошанского муниципальных районов и городского округа город Нововоронеж.
9. Лицензирование, контроль и декларирование.
9.1. Лицензирование и лицензионный контроль отдельных видов деятельности.
По состоянию на 01.01.2021 количество действующих лицензий на розничную продажу алкогольной продукции составило 628 ед. (количество обособленных подразделений – 3476); количество действующих лицензий на заготовку, хранение, переработку и реализацию лома черных (цветных) металлов составило 137 ед. (мест осуществления деятельности - 278).
Всего за 2020 год выдано, переоформлено, продлено 374 лицензии на розничную продажу алкогольной продукции и выданы, переоформлены 53 лицензии на заготовку, хранение, переработку и реализацию лома черных металлов, цветных металлов. Доходы бюджета Воронежской области от уплаты государственной пошлины за совершение действий, связанных с лицензированием, за 2020 год составили 14883,5 тыс. руб.
Для выдачи лицензий в отчетном году в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проведено 775 предлицензионных проверок, из них:
- 486 документарных проверок;
- 289 выездных проверок.
Кроме того, в рамках оказания мер господдержки предпринимателей в условиях ухудшения экономической ситуации в связи с коронавирусной инфекцией, Правительством Российской Федерации было принято решение о продлении лицензий, сроки действия которых истекают (истекли) в период с 15 марта по 31 декабря 2020 года и действие которых продлевается на 12 месяцев, которое было утверждено Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году». В перечень срочных лицензий включены лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в том числе лицензий на розничную продажу алкогольной продукции). Государственная пошлина за продление действия лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, уплате не подлежит (в соответствии с письмом Минфина РФ от 07.05.2020 № 03-13-06/37316).
В этой связи, Департаментом в отношении 234 юридических лиц, действие лицензий которых заканчивалось в 2020 году, продлены лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, в том числе при оказании услуг общественного питания, без уплаты госпошлины.
Организация и проведение государственного контроля (надзора) за розничной продажей алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Воронежской области.
За 2020 год Департаментом проведено 5 плановых выездных проверок. По результатам проведенных мероприятий (плановых проверок) в отношении одного юридического лица было выдано предписание об устрании выявленных нарушений лицензионных требований и условий. В рамках данного предписания были рассмотрены документы и доказательства устранения выявленных нарушений.
Рассмотрено 139 обращений (в том числе 19 обращений поступивших по телефону доверия «Горячая линия») о нарушениях законодательства в сфере оборота алкогольной продукции, рассмотрены в соответствии с требованиями Федеральных законов от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Кодекса РФ об административных правонарушениях.
По результатам рассмотрения обращений, содержащих факты нарушений требований Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственной регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», должностными лицами Департамента приняты меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к административной ответственности, а также в рамках подписанного соглашения о взаимодействии Департамента и ГУ МВД по Воронежской области обращения были направлены для дальнейшего рассмотрения по подведомственности для проведения проверок и принятия соответствующим мер.
Также за нарушение законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции за 2020 год в части оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, нарушения государственного учета в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, неуплаты административного штрафа в установленный срок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Департаментом составлено 13 протоколов об административных правонарушениях.
Осуществление мероприятий по снижению нелегального оборота алкогольной продукции.
В 2020 году проведены 2 заседания Межведомственной рабочей группы по снижению нелегального оборота алкогольной продукции в Воронежской области. По результатам проведения заседания были составлены протоколы поручений, в рамках которых разработаны соответствующие комплексные планы и осуществляется целенаправленная работа в рамках имеющихся полномочий.
Департаментом продолжено выстраивание межведомственного взаимодействия исполнительных органов власти, федеральных служб и правоохранительных структур, органов местного самоуправления, общественных организаций через работу Межведомственной рабочей группы по снижению нелегального оборота алкогольной продукции на территории Воронежской области.
По состоянию на 01.01.2021 к ЕГАИС подключены в полном объеме 3371 (98,2%) лицензионный торговый объект из 3432.
9.2. Реализация алкогольной продукции.
Проведенный комплекс мероприятий позволил сократить нелегальный рынок алкогольной продукции в регионе. Так, по основным видам легальной алкогольной продукции объем реализации в регионе за прошлый год увеличился на 0,36%. Положительная динамика сохранена и в 2020 году.
Благодаря росту объемов розничной продажи легального алкоголя на территории региона прослеживается положительная динамика поступления акцизов в региональный бюджет. Так, доходы бюджета Воронежской области по акцизам от розничной продажи алкогольной продукции за 2020 год составили 872,9 млн руб.
10. Развитие интеллектуальной собственности Воронежской области.
В целях реализации первоочередных мероприятий развития сферы интеллектуальной собственности, закрепленных в трехстороннем соглашении о взаимодействии в рамках поддержки развития указанной сферы, Департаментом издан приказ от 23.06.2020 № 1445 «Об утверждении регламента взаимодействия департамента с КУ ВО «Фонд государственного имущества» по вопросам организации процедуры торгов по распоряжению правами на результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащими Воронежской области».
Обеспечено проведение мероприятий по регистрации исключительного права на товарный знак «Гото Предестинация» (свидетельство на товарный знак от 03.07.2020 № 765122).
В целях реализации Закона Воронежской области «О прогнозном плане (программе) приватизации государственного имущества Воронежской области» осуществлены мероприятия по оценке исключительного права на товарный знак «Молочная лавка», а также объявлен открытый конкурс на право заключения договора.
В рамках исполнения решений Координационного совета по развитию интеллектуальной собственности в Воронежской области:
- разработан план мероприятий на 2020 год по реализации Стратегии развития интеллектуальной собственности в Воронежской области;
- проработан вопрос о необходимости разработки регионального бренда в отношении товаров/услуг из Международной классификации товаров и услуг;
- проведена рыночная оценка неисключительных прав на товарные знаки «Воронеж Столица Черноземья», «Столица Черноземья» в целях проведения торгов в форме аукциона.
11. Защита имущественных интересов области.
В целях отстаивания и защиты имущественных интересов Воронежской области в 2020 году представители Департамента приняли участие в 3551 судебном заседании.
В отчетном периоде по вопросам имущественно-земельных отношений подготовлены и поданы 1317 исков (заявлений), жалоб (апелляционных, кассационных, надзорных) в судебные органы.
Кроме того, Департаментом обеспечивается процессуальное участие в уголовных делах о хищении государственного имущества, где Воронежская область признана потерпевшей, а также проводится судебная работа, направленная на:
- признание незаконных результатов межевания земельных участков, в результате которых произошел незаконный захват неразграниченных по уровню собственности земель на территории городского округа город Воронеж;
- истребование из чужого незаконного владения земельных участков.
Так, по результатам проведенной работы в 2020 году приняты судебные акты по 8 делам, в соответствии с которыми границы 8 земельных участков подлежат приведению в первоначальное состояние и подлежат освобождению 13628 кв.м. незаконно занятых не разграниченных по уровню собственности земель. 3 исковых заявления Департамента по аналогичным требованиям находятся в судебном производстве. При этом, общая площадь земельных участков, являющихся предметом судебных притязаний Департамента и подлежащих возврату в государственную собственность, составляет 813 кв.м.
12. Внедрение бережливого управления в деятельность департамента.
В целях организации и обеспечения деятельности по повышению эффективности государственного управления в сфере имущественных и земельных отношений, в рамках выполнения распоряжения правительства Воронежской области от 01.06.2020 № 695-р «О реализации бережливого управления в деятельности исполнительных органов государственной власти и подведомственных им государственных учреждений», Департаментом в своей деятельности организовано и внедрено бережливое управление.
В соответствии с поручениями руководства области и действующей нормативной базой, издан приказ от 28.04.2020 № 970 «О внедрении бережливого управления в деятельность Департамента и подведомственных ему учреждений», создана команда бережливого управления из 15 сотрудников, утверждено плановое задание по реализации бережливого управления.
Процессы бережливого управления внедрены во всех учреждениях, подведомственных Департаменту в 2020 году (ОГБУ ВО «Управление природных ресурсов», КУ ВО «Управление по работе с областным имуществом», КУ ВО «Фонд государственного имущества»), в которых также созданы бережливые команды.
Всего Департаментом в 2020 году были реализованы 8 бережливых проектов, в том числе во всех подведомственных учреждениях; 7 быстрореализуемых инициатив также со 100–процентным охватом подведомственных учреждений (плановое задание - 3 бережливых проекта).
Бережливые проекты охватывают все основные направления деятельности Департамента – имущественные отношения, земельные отношения, регулирование рекламной деятельности, лицензирование алкогольной продукции. 4 проекта имеют внутриведомственный характер, 4 связаны с процессами межведомственного взаимодействия, где задействованы структуры Росреестра, Россельхознадзора, ИОГВ Воронежской области, отдельные структурные подразделения администрации городского округа город Воронеж, администрации муниципальных районов, государственные предприятия и учреждения.
В части предполагаемого эффекта и способов оптимизации: 5 проектов направлены на сокращение временных сроков реализуемых процессов или предоставления услуг; 2 проекта подразумевают разработку и внедрение программных продуктов для оптимизации соответствующих процессов; 1 проект направлен на внедрение новых технологических решений.
13. Реализация ведомственных показателей эффективности и результативности.
Департамент осуществляет свою деятельность по принципу программно-целевого управления. Реализация всех возложенных на Департамент задач и полномочий осуществляется в соответствии с государственной программой Воронежской области «Управление государственным имуществом» (2014–2024 гг.), которая контролируется по четырем основным показателям и 36 отраслевым индикаторам.
В рамках реализации постановления правительства Воронежской области от 30.03.2020 № 268 «О показателях эффективности и результативности деятельности руководителей исполнительных органов государственной власти Воронежской области и плановых значениях показателей эффективности и результативности деятельности руководителей исполнительных органов государственной власти Воронежской области на 2020 год» Департаментом достигнуты (перевыполнены) плановые значения трех показателей эффективности и результативности деятельности за 2020 год в полном объеме.
Наименование показателя, ед. измерения |
Плановое значение показателя на 2020 год |
Фактическое значение показателя в 2020 году |
21.1. Поступление неналоговых имущественных доходов в бюджет Воронежской области, млн. руб. |
619,3 |
751,92 |
21.2. Количество объектов недвижимого имущества, на которые зарегистрировано право собственности Воронежской области, единиц |
450 |
699 |
21.3. Количество земельных участков, на которые зарегистрировано право собственности Воронежской области, единиц |
1370 |
527* |
21.4. Доля рекламных конструкций, установленных в соответствии с действующими разрешениями на их установку и эксплуатацию, % |
86 |
86 |
* - Регистрация права собственности Воронежской области на земельные участки сельскохозяйственного назначения, занятые лесными насаждениями, в 2020 году осуществлялась в рамках реализации государственного контракта от 14.05.2020 № 17-ЭА-лес. Исполнителем данного контракта по итогам открытых торгов (электронного аукциона) определено ООО «Авиаметрика».
В соответствии с заключенным контрактом предусматривалось межевание, постановка на государственный кадастровый учет и оформление права собственности Воронежской области на земельные участки сельхозназначения, занятые лесными насаждениями, предназначенные для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, общей площадью 4495,42 га (порядка 900 земельных участков), расположенные на территории Верхнехавского, Лискинского, Нижнедевицкого, Острогожского, Репьевского, Семилукского, Хохольского и Эртильского муниципальных районов.
Однако, в связи с неисполнением ООО «Авиаметрика» обязательств в установленные условиями контракта сроки, исполнитель работ внесен в реестр недобросовестных поставщиков.
Данный факт повлек за собой недостижение планового значения показателя по независящим от Департамента причинам.
14. Реализация административной реформы.
В соответствии с распоряжением правительства Воронежской области от 30.07.2019 № 674-р «Об утверждении Перечня государственных услуг и государственных функций по осуществлению государственного контроля (надзора) исполнительных органов государственной власти Воронежской области» Департамент предоставляет 22 государственные услуги и 2 государственные функции по осуществлению государственного контроля (надзора).
В отчетном периоде в Департамент поступило 5677 заявлений на оказание государственных услуг (из них 5266 поступило в Департамент, 280 - через АУ «МФЦ», 115 - в электронном виде).
В соответствии с распоряжением правительства Воронежской области от 30.07.2019 № 675-р «Об утверждении Реестра государственных функций исполнительных органов государственной власти Воронежской области» Департамент исполняет 30 государственных функций.
Департаментом реализована возможность подачи заявления в электронной форме по всем государственным услугам.
В целях обеспечения доступности получения государственных услуг по принципу «одного окна» на базе АУ ВО «МФЦ» организовано предоставление 18 государственных услуг Департамента.
Кроме того, в 2020 году реализован План мероприятий по противодействию коррупции в Департаменте и подведомственных учреждениях. Заявлений о фактах коррупции в 2020 году не поступало.
15. Деятельность Общественного совета.
В 2020 году функционировал Общественный совет, созданный при Департаменте, целями деятельности которого являются повышение эффективности и информационной прозрачности процессов в сфере имущественных и земельных отношений, создание механизмов учета общественного мнения.
В 2020 году состоялось 3 заседания Общественного совета, на которых рассматривались следующие вопросы:
- об итогах работы по противодействию коррупции в сфере имущественно-земельных отношений;
- об утверждении доклада об антимонопольном комплаенсе;
- об итогах Национального рейтинга состояния инвестиционного климата Воронежской области по показателю «Удовлетворенность процедурами получения арендных площадей, предоставляемых регионом субъектов малого бизнеса». О мерах по совершенствованию арендных отношений;
- о предоставлении мер поддержки организациям, осуществляющим деятельность в сфере наружной рекламы;
- о реализации имущества на электронных площадках и оптимизации процесса проведения торгов;
- об итогах государственной кадастровой оценки земельных участков категорий земель населенных пунктов, земель водного фонда и земель лесного фонда, расположенных на территории Воронежской области, в 2020 году;
- о перспективах оспаривания кадастровой стоимости земель населенных пунктов Воронежской области с учетом новых результатов государственной кадастровой оценки и др.
Работа Общественного совета продолжится в 2021 году.
16. Деятельность Экспертного совета.
В целях совершенствования государственного управления в сфере имущественных и земельных отношений путем привлечения профессионального сообщества к работе органов госуправления, повышения качества взаимодействия с общественными организациями, создания механизма учета общественного мнения функционирует Экспертный совет, в состав которого включены представители Воронежской областной Думы, Торгово-промышленной палаты, Российского общества оценщиков, ведущих ВУЗов региона и агентств рекламораспространителей.
В 2020 году состоялось 6 заседаний Экспертного совета, на которых обсуждены проблемные вопросы в сфере имущественных и земельных отношений, а также инициативы, выдвинутые экспертами, в т.ч. по следующим направлениям:
- о сокращении сроков утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории;
- о реализации мероприятий по повышению эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения, выявлению и вовлечению в оборот неиспользуемых земель, проведению инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории области;
- о мерах поддержки предприятий и организаций региона, в т.ч. субъектов МСП, в сфере имущественно-земельных отношений в условиях ухудшения экономической ситуации;
- об экспертной оценке текущего состояния предоставления в аренду государственного и муниципального имущества субъектам малого предпринимательства. О мерах по совершенствованию арендных отношений;
- о предоставлении мер поддержки организациями, осуществляющим деятельность в сфере наружной рекламы;
- о реализации имущества на электронных площадках и оптимизации процесса проведения торгов;
- об итогах государственной кадастровой оценки земельных участков категорий земель населенных пунктов, земель водного фонда и земель лесного фонда, расположенных на территории Воронежской области, в 2020 году;
- о перспективах оспаривания кадастровой стоимости земель населенных пунктов Воронежской области с учетом новых результатов государственной кадастровой оценки;
- о результатах мониторинга показателя Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в Воронежской области «Удовлетворенность процедурами получения арендных площадей, предоставляемых регионом субъектам малого бизнеса» по итогам 2020 года;
- о направлениях использования и развития публичной собственности в рамках Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на период до 2035 года и т.д.
По результатам заседаний Экспертной группы Департаментом прорабатывались инициативы, касающиеся:
- возможности передачи в аренду разрушенных объектов недвижимости за минимальную стоимость с обязательством арендатору проведения капитального ремонта;
- усиления работы муниципалитетов по информированию потенциальных предпринимателей о свободных объектах аренды;
- проработки возможности изменения и сокращения сроков получения и обработки информации по объектам имущественной поддержки малого и среднего предпринимательства;
- привлечения представителей региональных общественных бизнес-структур («большой четверки») к оценке проблематики и проводимых властями мероприятий по имущественной поддержке малого бизнеса;
- установления дополнительных льгот и преференций для субъектов малого бизнеса по арендной плате;
- возможности зачета произведенных арендаторами неотделимых улучшений в процессе ремонта арендуемых помещений, в счет арендной платы;
- изучения лучших региональных практик по совершенствованию арендных отношений;
- подготовки единой региональной анкеты для предпринимательского сообщества, экспертов, оценщиков, арендаторов, муниципальных образований по оценке уровня и качества арендных отношений;
- возможности создания коллегиального органа (комиссии) по оспариванию кадастровой стоимости с привлечением представителей общественного и экспертного советов;
- подготовки информационных материалов по оспариванию кадастровой стоимости, размещению их на сайте ГБУ «Центр государственной кадастровой оценки Воронежской области» и сайте Департамента;
- проведения мероприятий по информационному наполнению сайта ГБУ «Центр государственной кадастровой оценки Воронежской области»;
- проведения ежеквартального мониторинга процедур оспаривания кадастровой стоимости и т.д.
Все инициативы в сфере имущественных и земельных отношений, внесенные экспертами в 2020 году, проработаны и реализуются по соответствующим направлениям деятельности.
17. Рассмотрение обращений граждан.
В 2020 году в Департамент поступило 1399 обращений, из них 286 обращений из Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций.
На личном приеме руководителем Департамента принято 32 гражданина, из которых 20 - посредством телефонной связи. В ходе подготовки к личному приему проведена предварительная работа с 369 гражданами.
Также в 2020 году руководителем Департамента осуществлен прием граждан в общественных приемных губернатора Воронежской области в Бобровском, Богучарском, Воробьевском, Каменском, Каширском, Новохоперском, Павловском, Таловском, Калачеевском и Терновском муниципальных районах (посредством телефонной связи). В ходе приемов рассмотрены обращения граждан по вопросам оформления в собственность и аренду земельных участков, оформления земельных паев, расчета арендной платы за землю, предоставления отсрочки по уплате арендной платы за земельные участки, передачи объектов недвижимого имущества и земельных участков с уровня на уровень, регистрации права собственности на частные домовладения, улучшения жилищных и материальных условий, развития инфраструктуры сельских и городских поселений и т.д. Всего за отчетный период приняты 29 жителей Воронежской области.
Все обращения граждан и вопросы, поднятые в ходе приемов, находятся на особом контроле Департамента.
18. Документационное обеспечение.
В 2020 году на рассмотрение и исполнение в Департамент поступило 63385 документов, количество исходящей корреспонденции составило 40104 документа, издано 5539 приказов Департамента.
Постоянно велась работа с архивом, где хранятся порядка 7 тысяч томов документов постоянного и временного хранения: материалы по приватизации, инвентаризации, землеустроительные документы, договоры залога, соглашения, акты приема - передачи имущества, выписки из реестра госимущества области, свидетельства о государственной регистрации права собственности Воронежской области и многие другие.
В 2020 году обработаны и подготовлены для передачи на постоянное хранение 630 дел.
19. Основные задачи Департамента на 2021 год.
В 2021 году Департамент продолжит активную работу по решению возложенных на него руководством области задач по улучшению качества управления и оптимизации имущественного комплекса Воронежской области. В рамках реализации мероприятий Стратегии-2035, государственной программы «Управление государственным имуществом», иных документов стратегического планирования основными (ключевыми) задачами Департамента будут являться:
1) реализация государственной программы Воронежской области «Управление государственным имуществом»;
2) обеспечение получения максимально возможных неналоговых имущественных доходов (не менее 500 млн руб.);
3) реализация программы приватизации государственного областного имущества с максимальной эффективностью, обеспечение поступлений от приватизации объектов недвижимого имущества в размере не менее 55 млн руб.;
4) проведение инвентаризации земельных участков областного уровня собственности, расположенных под объектами недвижимости, а также земельных участков, занимаемых областными учреждениями, подведомственными департаменту физической культуры и спорта области, управлению лесного хозяйства области в целях выявления неиспользуемых и неэффективно используемых участков, и максимального вовлечения их в оборот;
5) участие в реализации 4-х стратегических проектов Воронежской области: «Северный лес», «Костенки», «Петровская набережная», «Новая индустриализация региона»;
6) реализация подготовительных мероприятий для участия Воронежской области в проведении комплексных кадастровых работ с привлечением средств федерального бюджета;
7) изъятие земельных участков, расположенных на территории ООПТ «Северный лес» в г. Воронеж, для дальнейшей организации паркового пространства;
8) оформление невостребованных земель в собственность Воронежской области площадью 2 тыс. га;
9) формирование земельных участков для предоставления многодетным гражданам. Введение альтернативной меры господдержки взамен предоставления многодетным гражданам земельных участков в виде денежной компенсации;
10) оказание мер государственной имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;
11) проведение торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в соответствии с утвержденной перспективной схемой размещения рекламных конструкций на центральных улицах г. Воронежа;
12) осуществление комплекса мероприятий, направленных на ликвидацию нелегального алкогольного рынка в Воронежской области, и поступление акцизов от розничной продажи алкогольной продукции в бюджет области в сумме порядка 900 млн руб.;
13) обеспечение реализации меры государственной (областной) поддержки в виде обеспечения обязательств инвесторов, реализующих либо планирующих реализацию инвестиционных проектов на территории Воронежской области, залогом областного имущества, в том числе для субъектов малого и среднего предпринимательства;
14) осуществление мониторинга исполнения плана мероприятий по исполнению положений Федерального закона от 27.12.2019 № 485-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федерального закона «О защите конкуренции», предусматривающих запрет на существование и создание унитарных предприятий;
15) реализация 8 проектов «бережливого управления» в сфере имущественных и земельных отношений.