Министерство имущественных и земельных отношений Воронежской области
Министерство
имущественных и земельных отношений
Воронежской области

Аналитическая записка департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области о результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления в сфере имущественно-земельных отношений за 2019 год

Дата публикации: 17.04.2020

Аналитическая записка

департамента имущественных и земельных отношений

Воронежской области о результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления

в сфере имущественно-земельных отношений за 2019 год

(в рамках указа губернатора области от 21.02.2013 № 62-у)

В 2019 году в результате деятельности органов местного самоуправления Воронежской области обеспечено стабильное функционирование муниципального имущественного комплекса, настроенного на решение конкретных социальных и экономических задач как муниципалитетов, так и региона в целом.

Осуществлялось совершенствование нормативной правовой базы по всем направлениям деятельности в сфере имущественно-земельных отношений, осуществлена регламентация муниципальных услуг и функций, что позволяет повышать эффективность и прозрачность деятельности органов местного самоуправления.

Продолжена работа по оптимизации объектов управления – муниципальные предприятия и учреждения, недвижимое имущество, земельные ресурсы. Так, проводятся мероприятия по сокращению количества муниципальных предприятий (ликвидация недействующих, акционирование). Ведение данной работы становится еще более актуальным в связи с принятием Федерального закона от 27.12.2019 № 485-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон «О защите конкуренции», предусматривающего запрет на создание и осуществление деятельности унитарных предприятий в сферах, не определенных законопроектом.

Проведена работа по оформлению права муниципальной собственности на объекты недвижимости и земельные участки, находящиеся в реестре муниципальных образований, что делает их более привлекательными для инвесторов и пользователей, а также дает возможность в полной мере распоряжаться ими.

Осуществлялась инвентаризация и приватизация муниципального имущества.

Все эти мероприятия позволяют совершенствовать систему управления и распоряжения имуществом, оптимизировать состав муниципального имущества, обеспечивать поступление в местные бюджеты дополнительных доходов.

Показатель 4. Доля площади земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом, в общей площади территории городского округа (муниципального района) (%).

Практически по всем муниципальным образованиям области прослеживается тенденция роста данного показателя, что свидетельствует в т.ч. об эффективности деятельности органов местного самоуправления по данному направлению.

В 2019 году среднеобластное значение показателя достигло 92,1%, превысив уровень 2018 года на 0,2 п.п., уровень 2016 года – на 1,7 п.п. Динамика показателя за последние годы представлена на рис.1.

Рис.1 Доля площади земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом, в общей площади территории городского округа (муниципального района) в среднем по области, %

Анализ данных за 2019 год показал, что из 34 муниципальных образований области у 21-го данный показатель выше среднего значения. К ним относятся: Аннинский, Бобровский, Богучарский, Верхнемамонский, Верхнехавский, Грибановский, Каменский, Кантемировский, Каширский, Нижнедевицкий, Новоусманский, Новохоперский, Ольховатский, Поворинский, Подгоренский, Репьевский, Таловский, Терновский, Хохольский, Эртильский районы; Борисоглебский г.о.

Положительная динамика по отношению к предыдущему году прослеживается в 22-х муниципальных образованиях, лидером среди которых является г.о.г. Воронеж (+5 п.п.).

Минимальное значение показателя по муниципальным образованиям (за исключением г.о.г.Воронеж) достаточно высокое и составляет 74,5% (Россошанский район). По г.о.г.Воронеж – 70%.

Наблюдается общая тенденция к увеличению площади земельных участков, по которым уплачивается земельный налог, что должно положительно отражаться на формировании местных бюджетов.

Практически у всех муниципальных образований площадь земельных участков, по которым уплачивается земельный налог, увеличилась в 2019 году по сравнению с предшествующим годом.

Рис.2 Доля площади земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом, в общей площади территории городского округа (муниципального района, %

Рекомендации:

1. В рамках муниципального земельного контроля проводить проверки и выявлять неиспользуемые земельные участки или земельные участки, используемые не по целевому назначению.

2. Обеспечить вовлечение в оборот ранее неиспользуемых земель.

3. Проводить разъяснительную работу с физическими и юридическими лицами о необходимости оформления правоустанавливающих документов на земельные участки в соответствии с действующим законодательством.

Показатель 25. Площадь земельных участков, предоставленных для строительства в расчете на 10 тыс. человек населения (га).

Данный показатель складывается из площади земельных участков, предоставленных для жилищного строительства, индивидуального жилищного строительства, комплексного освоения в целях жилищного строительства и земельных участков, предоставленных для иного строительства.

Показатель в совокупности с другими показателями позволяет оценить деятельность органов местного самоуправления по созданию условий для развития строительства, в том числе жилищного.

Он определяется отношением абсолютных значений площадей земельных участков, предоставленных для строительства, к каждым 10 тыс. человек населения.

Всего в 2019 году для строительства в муниципальных образованиях Воронежской области предоставлено 492 га. Из них для жилищного, индивидуального и комплексного освоения в целях жилищного строительства – 207,1 га или 42,1% от общей площади.

Для сравнения: в 2018 году для строительства в муниципальных образованиях было предоставлено 536,7 га, из них для жилищного строительства – 244,8 га или 45,6% от общей площади.


Рис.3 Площадь земельных участков, предоставленных для строительства (га).

В 2016-2019 годах прослеживается тенденция сокращения площади земельных участков, предоставленных для строительства, всего.

Рис.4 Площадь земельных участков, предоставленных для строительства, в расчете на 10 тыс. человек населения (га).

Площадь земельных участков, предоставленных для жилищного, индивидуального строительства и комплексного освоения в целях жилищного строительства, также имеет общую тенденцию снижения в период 2016-2019 гг., хотя и в 2018 году незначительно увеличилась по сравнению с 2017 годом на 16,1 га, что обусловлено активной работой муниципалитетов по выполнению поручения Президента РФ по обеспечению многодетных граждан земельными участками под индивидуальное жилищное строительство.

В расчете на 10 тыс. человек населения площадь земельных участков, предоставленных для строительства в 2019 году, составила 2,1 га, что ниже уровня 2018 года на 0,2 га на 10 тыс. человек.

Свыше 10 га в расчете на 10 тыс. человек населения в 2019 году предоставлено для строительства в Новохоперском (20,3 га на 10 тыс. чел.) и Воробьевском (14,01 га на 10 тыс. чел.) районах (в 2018 году – в 4-х районах).

Менее 1 га предоставили в Нижнедевицком (0,9 га на 10 тыс. чел.), Поворинском (0,9 га на 10 тыс. чел.), Репьевском (0,64 га на 10 тыс. чел.) районах, в г.о.г. Воронеж (0,114 га на 10 тыс. чел.) и г.о.г. Нововоронеж (0,75 га на 10 тыс. чел.).

Рис.5 Площадь земельных участков, предоставленных для строительства, в расчете на 10 тыс. человек населения (га).

Площадь земельных участков, предоставленных для жилищного, индивидуального строительства и комплексного освоения в целях жилищного строительства в расчете на 10 тыс. человек населения в 2019 году в целом по муниципальным образованиям составила 0,891 га, что на 0,161 га на 10 тыс. человек населения меньше уровня 2018 года.

Наибольшая площадь участков под жилищное строительство в расчете на 10 тыс. человек населения была выделена в Панинском (7 га на 10 тыс. чел.), Каширском (4,6 га на 10 тыс. чел.), Грибановском (3,12 га на 10 тыс. чел.), Хохольском (3,1 га на 10 тыс. чел.).

Менее всего предоставили в г.о.г. Воронеже (0,056 га на 10 тыс. чел.).

В Подгоренском районе в 2019 году земли под жилищное и индивидуальное жилищное строительство не предоставлялись.

Рис.6 Площадь земельных участков, предоставленных для жилищного строительства, в расчете на 10 тыс. человек населения (га).

Прослеживаемая тенденция сокращения площади земельных участков, предоставленных для строительства, в том числе для жилищного и индивидуального жилищного строительства, комплексного освоения в целях жилищного строительства, обусловлена следующими факторами:

1. Ограниченное количество свободных, обеспеченных инженерной инфраструктурой территорий, в первую очередь – в областном центре и муниципальных образованиях, расположенных вблизи г. Воронежа. В то же время, увеличение объемов строительства, в том числе жилищного, требует опережающего развития инженерной инфраструктуры.

2. Социально-экономический кризис оказал негативное влияние
на состояние строительного рынка. Финансовые трудности у представителей крупного и среднего бизнеса затормозили деятельность строительного комплекса. Также снизились активность и финансовые возможности населения в части индивидуального жилищного строительства.

Рекомендации:

- проведение инвентаризации земельных участков, предоставленных под жилищное строительство, для дальнейшего изъятия незастроенных площадок и их последующего предоставления;

- поиск перспективных территорий для формирования земельных массивов для строительства, включение их в границы населенных пунктов;

- привлечение земельных участков федерального уровня собственности для использования в целях жилищного строительства путем взаимодействия с федеральными органами по содействию развитию жилищного строительства (ДОМ.РФ);

- формирование земельных участков путем перевода земель из одной категории в другую;

- всестороннее содействие соответствующих органов местного самоуправления в привлечении инвесторов для жилищного строительства и комплексного освоения в целях жилищного строительства, а также для реализации перспективных инвестиционных проектов на территории муниципального образования;

- подготовка и утверждение документов территориального планирования, в составе которых определяются земельные участки для строительства.

Также органам местного самоуправления необходимо оказывать всестороннее содействие застройщикам в процедуре предоставления земельных участков под жилищное строительство.

Показатель 29. Доля многоквартирных домов, расположенных на земельных участках, в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет (%).

Показатель характеризует организацию работы в муниципальном образовании в земельной и градостроительной сферах и наряду с другими отражает обеспеченность жильем в муниципальном образовании, темпы роста жилищного строительства, доступность жилья для населения, а также эффективность принимаемых для этого мер органами местного самоуправления.

В 2019 году доля многоквартирных домов, расположенных на земельных участках, в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет, в среднем по области составила 92,2%, что на 1,2 п.п. выше значения 2018 года.

В 23-х муниципальных образованиях 100% земельных участков под многоквартирными домами поставлено на государственный кадастровый учет: г.о.г. Нововоронеж, Аннинский, Бобровский, Богучарский, Бутурлиновский, Верхнемамонский, Верхнехавский, Грибановский, Каменский, Каширский, Лискинский, Нижнедевицкий, Новохоперский, Ольховатский, Острогожский, Петропавловский, Подгоренский, Рамонский, Репьевский, Россошанский, Таловский, Хохольский, Эртильский районы и г.о.г. Нововоронеж (в 2018 году – 24 муниципальных образования, снижение обусловлено тем, что в Новоусманском районе в 2019 году введены в эксплуатацию 7 домов).

Еще 9 муниципальных образований имеют значение показателя выше среднеобластного.

Недостаточный уровень организации работ по постановке на кадастровый учет земельных участков под многоквартирными жилыми домами выявлен в Панинском районе (84,8%) и г.о.г. Воронеж (75%).

Для улучшения значений показателя считаем целесообразным рекомендовать органам местного самоуправления:

1. Актуализировать базу данных по многоквартирным домам, расположенным на территории муниципального образования.

2. Активизировать работу с ТСЖ, УК и собственниками жилых помещений в том числе в части обращения за формированием земельного участка, занимаемого многоквартирным жилым домом.

Показатель 32. Доля основных фондов организаций муниципальной формы собственности, находящихся в стадии банкротства, в основных фондах организаций муниципальной формы собственности (на конец года по полной учетной стоимости) (%).

показатель характеризует работу муниципальных образований по контролю за использованием муниципального имущества муниципальными предприятиями и предупреждению процедур банкротства.

В 2019 году в отношении МУПов, осуществляющих деятельность на территории Воронежской области, процедуры банкротства не вводились.

По состоянию на 01.01.2020 года на территории Воронежской области зарегистрировано 140 унитарных предприятия, из которых 110 безубыточных, 13 с убыточной деятельностью, 17 не осуществляющих деятельность.

По результатам мониторинга в целом отмечается повышение качества работы муниципалитетов по обеспечению эффективной деятельности муниципальных предприятий. На этот факт повлияло своевременное исполнение администрациями муниципальных образований сетевых графиков по выводу убыточных предприятий на безубыточный уровень деятельности.

Рекомендации:

1. Обеспечить реализацию Федерального закона от 27.12.2019 № 485-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон «О защите конкуренции», предусматривающего запрет на создание и существование унитарных предприятий, включающую в себя продолжение работы по реформированию муниципальных предприятий, а также оптимизацию сроков завершения работы по ликвидации предприятий, не осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность.

2. Принимать своевременные и эффективные меры по оптимизации и недопущению возникновения просроченных обязательств предприятий, направленных в том числе на предотвращение введения процедур банкротства.


« Назад в раздел

НОВОСТНАЯ ЛЕНТА
ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
20 сентября 2024
23 июля 2024
20 июня 2024
17 июня 2024