Обращение руководителя Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области Увайдова Максима Иосифовича к посетителям Портала «О приоритетных направлениях деятельности Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области на ближайшую перспективу»
Воронежская область, несмотря на структурные экономические преобразования в пользу негосударственного сектора, владеет значительной собственностью - предприятиями и учреждениями, недвижимым и движимым имуществом, земельными ресурсами, ценными бумагами. Область заинтересована в сбалансированном объеме своей собственности и получении определённых доходов в бюджет на основе эффективного управления.
При этом эффективность управления имуществом сегодня должна оцениваться не только исходя из динамики доходов от использования госсобственности и соответствия этих доходов установленному бюджетному заданию, но и с точки зрения эффективного решения социально-экономических задач, стоящих перед Воронежской областью, а также в оказании положительного влияния на развитие частного сектора экономики – привлечение инвестиций, всестороннее содействие в развитии малого и среднего бизнеса. Все это говорит о необходимости создания такой системы управления государственной собственностью и земельными ресурсами, которая позволила бы с наименьшими затратами решать экономические и социальные проблемы.
Приоритетные направления деятельности Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области.
Исходя из целей и задач, определенных на федеральном уровне в преломлении к сфере имущественно-земельных отношений, в соответствии с задачами, поставленными губернатором Воронежской области Алексеем Васильевичем Гордеевым, а также с учетом необходимости перестройки работы на всех уровнях в условиях экономического кризиса, выделяем следующие основные направления деятельности на ближайший период.
1. Возврат незаконно отчужденного имущества в государственную собственность Воронежской области.
В рамках проводимых мероприятий по пресечению незаконного отчуждения государственного имущества Воронежской области проведен анализ законности совершения ряда сделок с имуществом, закрепленным на праве хозяйственного ведения за государственным унитарным предприятием Воронежской области «Свой дом». Выявлены факты неправомерного совершения сделок с объектами недвижимости и пакетами акций акционерных обществ, находящихся в собственности Воронежской области. В частности, были проданы принадлежащие области пакеты акций акционерных обществ ОАО «Рембыттехника», ОАО «Воронежоблхимчистка», ОАО «Воронежсельхозхимия», а также объекты недвижимости, расположенные по ул. Кольцовская, 1а и Электросигнальная, 16.
Для восстановления законности Департамент обратился в правоохранительные органы с просьбой провести соответствующую проверку и принять меры реагирования.
Аналогичная позиция будет действовать по отношению ко всем выявленным объектам, незаконно выведенным из областной собственности.
2. Систематизация работы по приватизации государственного имущества Воронежской области (предприятий, акций, объектов недвижимости).
В настоящее время в Воронежской области действует закон «О прогнозном плане (программе) приватизации государственного имущества на 2007-2009 годы». Основу программы приватизации составляют газораспределительные сети (далее – ГРС), находящиеся в районах области. Их продажа является одним из источников дополнительного финансирования программы газификации области. В этой связи следует отметить, что продажа (приватизация) объектов газового хозяйства, построенных за счет средств областного бюджета, является наиболее простым и рентабельным способом получения средств в областной бюджет. Суммарная стоимость затрат по строительству и государственной регистрации права собственности области на построенные газопроводы в десятки и сотни раз меньше их приватизационной стоимости.
К сожалению, в условиях финансового кризиса резко снизился интерес инвесторов к покупке объектов государственной собственности. Ряд продаж не состоялся в связи с отсутствием заявок потенциальных инвесторов.
В этой связи мы изменим тактику нашей работы и будем более тщательно работать с каждым потенциальным покупателем.
В части государственных предприятий и акционерных обществ с долей области необходимость их приватизации будет определяться исходя из соответствия критериям сохранения в областной собственности. Определяющим критерием будет степень развитости рынка в той или иной сфере производства товаров или оказания услуг.
Иными словами, там, где эффективно работает частный собственник, госпредприятий быть не должно.
Поэтому мы ежегодно, в системном порядке, будем анализировать те отрасли и сферы, в которых работают наши госпредприятия, и, при необходимости, проводить приватизацию ГУП соответствующей отрасли.
Также не будет практики продажи акций или отдельных объектов в угоду чьих-то сиюминутных интересов. Предприятия, пакеты акций и объекты недвижимости, целесообразность приватизации которых будет определена после всестороннего анализа, будут включены в программу приватизации на текущий год, а также в прогнозный план приватизации на 2010-2012 годы.
3. Использование потенциала земель сельхозназначения.
Департаментом проведена инвентаризация земель сельскохозяйственного назначения в разрезе всех муниципальных районов, организовано ведение базы данных, созданы карты на каждый муниципальный район, на которых наглядно отображаются все землепользователи. В ходе инвентаризации основные усилия были направлены на выявление всех хозяйствующих субъектов, в том числе учитывалась следующая информация о землях сельскохозяйственного назначения:
В результате проведенной работы созданы карты-схемы, на которых наглядно отображаются хозяйствующие субъекты, а также ситуация с распределением земель по видам прав. Также в масштабе области и в разрезе районов созданы карты-схемы размещения крупных инвесторов, работающих в сфере АПК. Данная работа позволяет осуществлять мониторинг за оборотом сельхозземель, следить за тем, как идет оформление прав, вовлечение земель в законный оборот. Полученная информация позволяет сделать выводы об использовании, различных стадиях оформления сельскохозяйственных земель, о возможности формирования площадок для различных инвесторов.
На сегодняшний день Департамент продолжает осуществлять реализацию координационной функции по формированию и совершенствованию базы данных по землям сельскохозяйственного назначения – проводится ежеквартальная актуализация сведений с привлечением органов местного самоуправления, территориальных подразделений Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) с учетом появления новых арендаторов, изменений условий пользования земельными участками, постановку земельных участков на кадастровый учет, государственную регистрацию прав и обременений и т.п. Ведется работа по усовершенствованию базы данных и изготовлению различных карт-схем.
Ведется сбор и анализ дополнительной информации:
В 2009 году планируем продолжить работу по следующим направлениям:
Реализация данных направлений возможна только при тесном взаимодействии с администрациями муниципальных образований, Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости, управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор), что позволит снизить процент незаконных действий в земельных правоотношениях.
Для выполнения поставленных задач нами уже предприняты первые шаги:
4. Эффективное использование областной собственности
С первых шагов своей деятельности мы стремимся к тому, чтобы сформировать максимально эф¬фективную систему управления государственной собственностью.
При этом эффективность управления должна оцениваться не только экономическими результатами, но и результатами социального характера. Во-первых, это неналоговые доходы от использования и распоряжения областной собственностью. Нами будут приложены все силы, чтобы даже в условиях кризиса доходы от использования имущества, то есть от продажи имущества и земли, от аренды, дивиденды, отчисления ГУП – давали ежегодный прирост. Во-вторых, все областные учреждения для выполнения закрепленных за ними уставных задач должны быть наделены соответствующим имуществом. При этом будет обеспечен жесткий контроль, чтобы вверенное имущество использовалось по назначению, а не в интересах отдельных руководителей предприятий и учреждений.
В-третьих, на федеральном и региональном уровнях для оценки эффективности деятельности в каждой сфере и отрасли установлены соответствующие показатели. Перечень показателей предусмотрен для сферы имущественно-земельных отношений.
Это, в частности, площадь земельных участков, предоставленных для строительства; степень оптимизации государственных организаций (создание казенных предприятий и автономных учреждений); эффективность использования областной недвижимости; динамика неналоговых доходов. Исполнение данных показателей и, соответственно, эффективность нашей работы, будет постоянно контролироваться и губернатором области, и соответствующими федеральными структурами.
Также для решения уже упомянутых задач в настоящее время мы пересматриваем и оптимизируем структуру нашего Департамента, которая позволит более четко отражать все основные направления нашей деятельности, в которой применены современные принципы менеджмента и которая, в конечном итоге, позволит повысить качество управления.
Планируем выделить принципиально новые направления – сопровождение инвестиционных проектов, антикризисное управление. Выделяем специальный блок по администрированию имущественных платежей.
Полагаем, что эти нововведения дадут ощутимый результат уже в этом году.
5. Реализация антикризисных мер в отношении предприятий Воронежской области.
Обострение мирового финансового кризиса оказывает влияние как на финансовое состояние отдельных хозяйствующих субъектов области, так и на экономику области в целом. Тем не менее, положение с банкротством организаций-должников остается стабильным. С сентября 2008 года еженедельно в арбитражном суде области инициируется от 4 до 8 дел о банкротстве организаций-должников. При этом процедура банкротства инициирована только в отношении 2 крупных предприятий: ЗАО «Воронежский алюминиевый завод» (численность работающих около 1000 человек) и ОАО «Семилукский огнеупорный завод» (численность работающих около 2000 человек). Ранее процедура банкротства была возбуждена в отношении таких известных в городе предприятий, как ОАО «Тяжэкс имени Коминтерна», ОАО «Воронежский экскаватор» («ВЭКС»), МУП «Водоканал Воронежа», всего на 5 крупных предприятиях. В настоящее время в производстве арбитражного суда области нет ни одного дела о банкротстве областных унитарных предприятий. Тем не менее, в бюджете области предусмотрены средства на досудебную санацию ГУПов.
Первые действия губернатора Воронежской области А.В.Гордеева были направлены на ознакомление с ситуацией на наиболее крупных системообразующих предприятиях области и выработке мер по их поддержки в условиях кризиса. Наглядный пример – возобновление производства на шинном комплексе ООО «Амтел-Черноземье», которое находилось во временном простое.
К первоочередным антикризисным мерам, принимаемым губернатором и правительством Воронежской области, необходимо отнести меры, направленные на пополнение консолидированного бюджета Воронежской области за счет укрепления финансовой дисциплины хозяйствующих субъектов. В первую очередь это касается ужесточения взыскания с недобросовестных арендаторов задолженности по арендной плате за пользование областным имуществом и земельными участками, право собственности на которые не разграничено в соответствии с законодательством.
Будет активизирована претензионная работа и работа по взысканию задолженности в рамках исполнительного производства. Положительные примеры взыскания такой задолженности без ликвидации самих должников у нас уже имеются. Вырученные таким образом средства будут направлены на нужды Воронежской области, в том числе – на социальные программы.
Во избежание предоставления областного имущества в руки неэффективных арендаторов будут ужесточены требования к представлению сведений кандидатов в арендаторы об их финансовом положении. В заключенные договоры аренды будут внесены дополнительные требования, обязывающие арендаторов ежеквартально предоставлять в наш Департамент сведения о своем финансовом состоянии.
Остро стоит вопрос банкротства муниципальных унитарных предприятий. В настоящее время в производстве арбитражного суда рассматриваются дела о банкротстве 157 муниципальных предприятий (в том числе 52 МУПов городского округа город Воронеж). Большинство из них относится к отрасли жилищно-коммунального хозяйства. Сложилась нездоровая ситуация, когда предприятия данного комплекса в силу различных причин (неплатежей, неэффективного руководства и т.д.) становятся неплатежеспособными, из них «выводится» имущество во вновь создаваемые МУПы, после чего они в арбитражном суде признаются банкротами. Действия муниципалитетов по «выводу» активов МУПов необходимо прекращать, поскольку в области вырабатывается практика привлечения органов местного самоуправления как собственников имущества к субсидиарной ответственности за доведение муниципальных предприятий до банкротства. В бюджетах муниципальных районов необходимо предусматривать средства на досудебную санацию МУПов. Если не предпринимать предупредительные меры, то в ходе в ходе их банкротства можно потерять более значительные средства.
Наши действия будут направлены на предупреждение банкротства системообразующих и социально-значимых предприятий области. Если избежать банкротства таких предприятий будет невозможно, то основная задача будет заключаться в сохранении их имущественного комплекса и рабочих мест для прихода на эти предприятия новых инвесторов и эффективных собственников. В этой связи будет приветствоваться привлечение для работы в области антикризисных управляющих, чья профессиональная деятельность прежде всего направлена на финансовое оздоровление организаций-должников, а не на их ликвидацию в ходе конкурсного производства.
Данная работа предполагает тесное взаимодействие с территориальными структурами федеральных органов власти. Уже заключены соглашения о взаимодействии в сфере финансового оздоровления и банкротства между правительством области и управлением Федеральной налоговой службы по Воронежской области, а также между правительством области и управлением Федеральной службы судебных приставов. После завершения реорганизации Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии будет заключено аналогичное соглашение между правительством области и управлением данной федеральной службы. Совместными усилиями мы должны не допускать вывода и реализации имущества из организаций-должников, распродажи земель, невыплату заработной платы. То есть обеспечить стабильную работу предприятий через своевременную собираемость налоговых и денежных (неналоговых) поступлений и, в конечном счете, пополнении консолидированного бюджета области.
6. Публичность работы.
Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области планирует выстраивать свою работу на принципах публичности и открытости. Для этого будет создан наш портал в сети Интернет, где будет отражаться полная информация о деятельности Департамента, размещены доступные базы данных, а также необходимая нормативная база. И приглашаем всех, кому не безразличны вопросы деятельности областных предприятий, использования и распоряжения земельными участками и объектами недвижимости, арендных отношений, к конструктивному диалогу.
МИССИЯ, СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДЕПАРТАМЕНТА ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Миссия департамента: «Повышение конкурентоспособности экономики Воронежской области как основы экономического роста и повышения благосостояния и качества жизни населения, эффективности использования государственной собственности и земельных ресурсов».
Стратегические цели департамента:
1. Обеспечение эффективного использования областного имущества и земельных ресурсов.
2. Оптимизация структуры областной собственности.
Реализация первой цели должна обеспечить привлечение дополнительных неналоговых доходов в областной бюджет на основе эффективного управления государственной собственностью и землей Воронежской области.
Вторая цель предусматривает проведение реструктуризации областной собственности, избавление от неприбыльных, непрофильных и не имеющих социальной значимости для области предприятий и имущества. Деятельность Департамента по направлению к достижению этой цели призвана обеспечить сохранение в собственности Воронежской области социально- и экономически-значимых для региона организаций и объектов, обеспечить структурную оптимизацию деятельности областных организаций в новых прогрессивных формах.
Основные задачи, решение которых обеспечивает достижение Цели 1 и увязанные с показателями эффективности деятельности Департамента:
1.1. Получение дополнительных неналоговых доходов от имущества, находящегося в государственной собственности.
Показатель абсолютного значения неналоговых доходов (млн. руб.), перечисляемых в бюджет области от использования и распоряжения областным имуществом и земельными ресурсами.
1.2. Активизация использования областной недвижимости.
Оценивается экономическая отдача областной недвижимости (доход, получаемый от сдачи в аренду одного квадратного метра помещений в год).
1.3. Повышение эффективности управления земельными ресурсами.
Оценивается: уровень доходности от сдачи в аренду земельных участков, работу по которым ведет Департамент; средняя продолжительность периода с даты подачи заявки на предоставление земельного участка в аренду для строительства до даты принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду для строительства; площадь земельных участков, предоставленных для строительства (кроме жилищного); площадь земельных участков, предоставленных для жилищного строительства (в расчете на душу населения Воронежской области).
Основные задачи, решение которых обеспечивает достижение Цели 2 и увязанные с показателями эффективности деятельности Департамента:
2.1. Обеспечение приватизации государственной собственности.
Основной измеримый показатель – выполнение прогнозного плана (программы) приватизации на очередной год, т.е. максимальное обеспечение приватизации всех запланированных программой объектов.
2.2. Оптимизация структуры областных государственных предприятий и учреждений.
Измеряемые показатели:
Кроме того, Департаментом определены краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные задачи. Краткосрочные:
2. Среднесрочные:
3. Долгосрочные.