Отчеты о деятельности министерства
Отчеты за предыдущие года:
2014 год
2015 год
2016 год
2017 год
2018 год
2019 год
2020 год
2021 год
2022 год
Отчет о деятельности министерства имущественных и земельных отношений Воронежской области за 2024 год
Структура государственной собственности Воронежской области.
По состоянию на 01.01.2025 в собственности Воронежской области находится:
1) 31155 объектов движимого имущества;
2) 15869 объектов недвижимого имущества областного уровня собственности;
3) 25387 земельных участков;
4) 461 государственное учреждение;
5) 4 государственных предприятия;
6) пакеты акций 19 акционерных обществ
Финансовые итоги использования и распоряжения государственной собственностью Воронежской области.
За 2024 год от использования и распоряжения государственным имуществом Воронежской области, регулирования рекламного и алкогольного рынков в областной бюджет поступило 818,34 млн руб. План имущественных поступлений (731,68 млн руб.), утвержденный Законом Воронежской области от 25.12.2023 №137-ОЗ «Об областном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов», выполнен на 112%.
Реализация мероприятий по совершенствованию земельных отношений.
Осуществлены мероприятия по переводу 39 земельных участков общей площадью 670,08 га из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности и иного специального назначения на территории отдельных муниципальных образований.
В целях вовлечения в хозяйственный оборот земельных участков сельскохозяйственного назначения на территории Воронежской области:
- предоставлены земельные участки для реализации масштабного инвестиционного проекта по строительству мясохладобойни на территории Павловского района;
- предоставлены земельные участки для реализации на территории Острогожского района масштабного инвестиционного проекта по созданию производственного комплекса по сжижению природного газа.
В рамках проводимой работы по разграничению государственной собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения, занятые защитными лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, за 2024 год зарегистрировано право собственности Воронежской области на 1124 земельных участка.
Также в отчетном периоде проводилась работа по оформлению права собственности Воронежской области на земельные участки сельскохозяйственного назначения, занятые водными объектами (прудами).
За 2024 год зарегистрировано право собственности Воронежской области на 24 земельных участка, занимаемых водными объектами (пруды).
По свободным земельным участкам, занятыми защитными лесными насаждениями и водными объектами, проводится работа по выявлению возможных для реализации инвестиционных проектов рекреационного значения, включению в границы охотхозяйства, переводу в земли иного назначения и т.д.
Проведены мероприятия по обеспечению безопасности ГТС областного уровня собственности:
- заключены договоры страхования ответственности на сооружения;
- произведен расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, находящегося в собственности Воронежской области.
Организована системная работа по выявлению свободных земельных участков на территории городского округа г. Воронеж.
Проведена инвентаризация городских территорий путем выездных обследований. Параллельно осуществлялся мониторинг освоения и целевого использования уже предоставленных земельных участков.
Была проведена инвентаризация центральной части города Воронежа - территория, прилегающая к Петровской набережной. По итогам проверок выявлены условно свободные земельные участки. В настоящее время проводится работа по формированию этих участков, основная часть из которых будет предоставлена под благоустройство.
Проанализированы территории перспективной застройки, в том числе под индивидуальное жилищное строительство для льготных категорий граждан. Сформировано порядка 500 земельных участков для предоставления многодетным семьям, что почти в 2,5 раза больше ежегодно предоставляемых участков в предыдущие годы.
Для агрегации и оцифровки выявленной информации министерством создана и внедрена в работу Интерактивная карта использования земель на территории города Воронежа. На карте размещаются актуальные данные как по уже предоставленным земельным участкам, так и по вновь выявленным территориям, с указанием запретов и ограничений, наложением генплана, правил землепользования и застройки и других имеющихся пространственных данных.
Эти сведения дают возможность отслеживать неиспользуемые или не эффективно используемые участки, видеть перспективные территории под развитие или благоустройство, выявлять «белые пятна» на карте, что позволяет оперативно принимать управленческие решения по ним.
Особое значение уделяется вопросам формирования земельных участков для реализации социально-значимых проектов, в том числе в сфере спорта, туризма, здравоохранения.
Так, в 2024 году были предоставлены земельные участки: для строительства спортивных комплексов на территории Петровской набережной («LUNDA Padel» и Акватермальный комплекс»); спорткомплекса «Пляж» по ул. Курчатова; Активити-парка «Шиловский» по ул. Острогожская; Спортивного центра «Планета Спорта» по ул. Ломоносова, а также строительства дополнительного медицинского корпуса «Онкоцентр на Остужева» и др.
Также запланировано предоставление в аренду АО «ВИнКО» земельных участков для последующего размещения резидентов индустриального парка «Масловский» в целях реализации масштабных инвестиционных проектов.
В рамках оказания мер господдержки льготным категориям граждан в 2024 году на территории Воронежской области бесплатно предоставлены в собственность участки 653 многодетным гражданам и предоставлено 500 единовременных денежных целевых выплат взамен бесплатного предоставления земельного участка.
На постоянной основе проводится работа по инвентаризации земельных участков на территории Воронежской области для выявления свободных земельных массивов для последующего формирования и предоставления участков гражданам, состоящим в Реестре городского округа город Воронеж.
В рамках реализации на территории Воронежской области поручений Президента Российской Федерации министерством проводится работа по обеспечению земельными участками участников СВО – Героев России и орденоносцев.
По данному направлению министерством была разработана и принята необходимая нормативная база, включающая альтернативную меру – единовременную денежную выплату в размере 200 тыс. руб.
В 2024 году участникам специальной военной операции и членам семей погибших участников СВО предоставлены 36 земельных участков в собственность бесплатно и 185 единовременных денежных выплат.
В соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации по вопросам реализации государственной программы Российской Федерации «Национальная система пространственных данных» на территории Воронежской области в 2024 году министерством проведены комплексные кадастровые работы на территории 25 муниципальных районов (городских округов) за счет средств субсидии, предоставленной из федерального и областного бюджетов. По итогам года министерством обеспечено освоение выделенных денежных средств в полном объеме.
Комплексными кадастровыми работами в 2024 году было охвачено 1050 кадастровых кварталов и 105561 объект недвижимости.
В результате комплексных кадастровых работ устранены реестровые ошибки в местоположении земельных участков, устранены пересечения границ земельных участков, из Единого государственного реестра недвижимости исключены сведения о «дублирующих» объектах, осуществлена «привязка» объектов недвижимого имущества к земельным участкам.
Граждане получили возможность за счет государства поставить принадлежащие им на праве собственности объекты недвижимого имущества и земельные участки на государственный кадастровый учет в границах.
Управление имущественным комплексом областных государственных предприятий и учреждений.
В целях усиления контроля за эффективностью управления государственным имуществом области на постоянной основе проводятся заседания межведомственной комиссии, в рамках которых определяются мероприятия, направленные на повышение степени эффективности использования государственного имущества и повышение результативности рычагов административного управления.
На заседаниях межведомственной комиссии рассматривались итоги работы предприятий на основании представленных отчетов руководителей предприятий о результатах финансово-хозяйственной деятельности, об исполнении ранее данных комиссией поручений, о проведенных мероприятиях в целях реформирования отдельных предприятий.
Одобрен для утверждения проект программы деятельности государственного предприятия, сохраняющего организационно-правовую форму (ГУП ВО «Облкоммунсервис») на очередной период планирования.
Предприятиями на постоянной основе осуществлялись мероприятия по урегулированию дебиторской и кредиторской задолженностей. Министерством совместно с предприятиями проводилась работа с непрофильным имуществом в целях определения вариантов наиболее эффективного его использования.
Также проводился мониторинг качества работы муниципалитетов по обеспечению повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности муниципальных предприятий и недопущению введения процедур банкротства. За отчетный период не выявлено случаев возникновения процедур банкротства муниципальных предприятий.
В целях реализации положений Федерального Закона от 27.12.2019 № 485-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федерального закона «О защите конкуренции» и исполнения поручения Правительства Российской Федерации министерством обеспечивалась реализация мероприятий по реформированию (ликвидации) государственных и муниципальных унитарных (казенных) предприятий.
Осуществлена реорганизация (ликвидация) 67 унитарных предприятий из 68, подлежащих реформированию.
По итогам 2024 года Воронежская область достигла 99% исполнения плана-графика реформирования унитарных предприятий и заняла 1-ое место среди субъектов РФ, не достигших 100-процентного исполнения, и 2-ое место среди всех субъектов РФ, включая незавершенное банкротство.
По состоянию на 01.01.2025 Воронежская область является собственником пакетов акций 19 акционерных обществ.
Анализ показателей деятельности обществ показал положительную динамику показателей чистых активов, активов, основных средств.
Управление областной недвижимостью.
В 2024 году зарегистрировано право собственности Воронежской области на 713 объектов недвижимого имущества.
В рамках осуществления мероприятий по оформлению прав собственности Воронежской области на объекты недвижимости (квартиры), предназначенные для предоставления детям-сиротам и иным категориям граждан в рамках реализации областных целевых программ «Дети Воронежской области» и «Социальная поддержка граждан», зарегистрировано право собственности Воронежской области в отношении 461 квартиры.
В целях реализации мероприятий по реконструкции Центрального стадиона ФК «Факел» обеспечено:
- приобретение нежилых зданий, расположенных по адресу: г. Воронеж, ул. Студенческая, 17;
- принятие из федеральной собственности нежилого здания, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Фридриха Энгельса, д. 14а.
Также в целях улучшения жилищных условий льготных категорий граждан обеспечено приобретение 32 квартир для предоставления детям сиротам и 3 квартир для предоставления многодетным семьям.
Распоряжение областным имуществом.
С целью оптимизации структуры имущества, находящегося в государственной собственности Воронежской области, и получения дополнительных неналоговых доходов от его использования и реализации, министерством на постоянной основе проводится мониторинг состава государственного имущества в части целесообразности его сохранения в государственной областной собственности. Проводится инвентаризация областного имущества, находящегося в пользовании учреждений и предприятий, по результатам которой выявляются неиспользуемые объекты недвижимости и земельные участки. В отношении неиспользуемого имущества или используемого неэффективно проводятся мероприятия по выявлению наиболее инвестиционно – привлекательного для дальнейшего его вовлечения в хозяйственных оборот путем проведения торгов, в том числе включения в прогнозный план (программу) приватизации государственного имущества Воронежской области.
В 2024 году приватизация государственного областного имущества проводилась в рамках реализации Закона Воронежской области от 23.12.2023 № 148-ОЗ «О прогнозном плане (программе) приватизации государственного имущества Воронежской области на 2024-2026 годы и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Воронежской области в сфере приватизации».
В бюджет Воронежской области в 2024 году от реализации программы приватизации государственного имущества поступило денежных средств на общую сумму 15,9 млн руб.
В рамках работы с жилищным фондом Воронежской области:
- по договорам найма с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, предоставлено 327 вновь приобретенных жилых помещений;
- заключено 192 договора найма на новый пятилетний срок;
- заключено 455 договоров социального найма по истечении пятилетнего срока;
- заключено 4 договора найма служебного жилого помещения;
- заключено 220 договоров на передачу жилого помещения в собственность граждан в порядке приватизации.
В рамках оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в 2024 году осуществляла работу межведомственная рабочая группа, основной задачей которой является выявление неиспользуемого, неэффективно используемого или используемого не по назначению государственного и муниципального имущества на территории Воронежской области для последующей передачи в аренду субъектам МСП. На заседаниях рассматривались вопросы увеличения количества объектов в перечнях государственного и муниципального имущества, передачи их в аренду субъектам МСП, а также повышения эффективности использования данного имущества.
По состоянию на 01.01.2025 перечни муниципального имущества, подлежащего сдаче в аренду субъектам МСП, сформированы и утверждены в 31 муниципальном районе и 3-х городских округах, в 164 сельских поселениях, в 25 городских поселениях. Перечень государственного имущества, подлежащего предоставлению в аренду субъектам малого бизнеса, состоит из 198 объектов. Всего в перечни государственного и муниципального имущества, предназначенного для предоставления в аренду субъектам малого бизнеса, включено 1629 объектов;
В аренду передано 1470 объектов государственного и муниципального имущества, включенного в перечни объектов, подлежащих предоставлению в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства.
Реализуемая министерством практика по предоставлению имущества в аренду субъектам МСП признана Федеральной антимонопольная службой России лучшей в стране и вошла в «Белую книгу» ФАС (сборник лучших проконкурентных практик). ФАС были отмечены высокая доля сданных в аренду предпринимателям объектов, улучшение процедур передачи в аренду имущества вследствие использования электронных сервисов подачи заявок и взаимодействия с МФЦ. Также антимонопольная служба обозначила, что реализованная практика способствует созданию благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства в регионе, а также росту доходной части бюджета Воронежской области.
Регулирование рекламной деятельности.
Министерством в рамках действующих полномочий на постоянной основе проводится работа по регулированию и упорядочению рынка наружной рекламы в городском округе г. Воронеж.
В соответствии с поручением Губернатора области А.В.Гусева по усовершенствованию схемы размещения рекламных конструкций на территории городского округа г. Воронеж министерством проведена работа по цифровизации рекламных конструкций и замещению статичных носителей цифровыми. В 2024 году количество цифровых конструкций на земельных участках и фасадах зданий увеличилось на 86%. Общее количество фактически установленных цифровых конструкций составляет 145 ед. различных форматов.
За отчетный период министерством выдано 80 разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, аннулировано 6 разрешений.
На постоянной основе проводилась работа по мониторингу территории города Воронежа с целью выявления незаконно установленных рекламных конструкций. В рамках работы по демонтажу незаконно установленных рекламных конструкций составлено 265 актов осмотра мест установки рекламных конструкций, установленных и эксплуатируемых без разрешений, срок действия которых не истек, и выдано 199 предписаний о демонтаже таких конструкций. На официальном сайте министерства в сети «Интернет» опубликована информация в отношении 265 незаконно установленных и подлежащих демонтажу рекламных конструкций, владельцы которых либо собственники недвижимого имущества, к которым присоединены данные рекламные конструкции, не установлены.
За отчетный период министерством размещены информационные материалы социальной направленности по 76 мероприятиям на 1806 рекламных поверхностях различных форматов, расположенных на территории г. Воронежа.
Лицензирование, контроль и декларирование.
За 2024 год выдано, переоформлено, продлено порядка 600 лицензий на розничную продажу алкогольной продукции и 28 лицензий на заготовку, хранение, переработку и реализацию лома черных и цветных металлов, внесены изменения в реестр по 19 лицензиям.
Доходы бюджета Воронежской области от уплаты государственной пошлины за совершение действий, связанных с лицензированием отдельных видов деятельности, за 2024 год составили 36,9 млн руб.
В 2024 году законодательно разработаны дополнительные ограничения розничной продажи алкогольной продукции в объектах общественного питания и пивных магазинах, расположенных в многоквартирных домах.
На территории городского округа г. Воронежа установлены ограничения времени розничной продажи алкоголя в барах и буфетах, расположенных в многоквартирных домах и на прилегающих к ним территориях, с 9 часов вечера до 9 часов утра.
Также установлен запрет розничной продажи пива и пивных напитков в торговых объектах, расположенных в МКД, при условии, что общая площадь такого торгового объекта и его складских помещений (при наличии) составляет менее 50 кв. м на территории города Воронежа, менее 25 кв. м - на территории муниципальных образований.
Ограничения вступили в силу с марта 2025 года.
Данные ограничительные меры обеспечат наведение общественного порядка, снижение высокой социальной напряженности, связанной с деятельностью «наливаек» и пивных магазинов в многоквартирных домах и прилегающих территориях.
Благодаря высоким объемам розничной продажи легального алкоголя, пива и пивной продукции на территории Воронежской области прослеживается положительная динамика поступления акцизов в областной бюджет. Доходы бюджета Воронежской области по акцизам от розничной продажи алкогольной продукции за 2024 год составили 1,87 млрд руб., от объема производства пива – 4,76 млрд руб.
Внедрение бережливого управления в деятельность министерства.
Реализация бережливых проектов в 2024 году осуществлялась при тесном сотрудничестве и взаимодействии с Центром эффективности Правительства Воронежской области и Корпорацией «Росатом».
Все проекты, реализуемые министерством, направлены на удовлетворение запросов внешних (физических и юридических лиц) и внутренних (сотрудников министерства) потребителей и ориентированы на улучшение социально-экономического развития региона, повышение качества жизни и уровня удовлетворенности граждан.
В 2024 году министерством реализовано 4 бережливых проекта:
- «Оптимизация процесса размещения статичных рекламных конструкций на территории г. Воронежа» (реализован министерством). Проект реализован с целью сокращения сроков согласования схем размещения рекламных конструкций, протекания временного процесса с момента согласования схем до установки рекламных конструкций, а также увеличение количества современных цифровых рекламных конструкций. Проведение работ по установке цифровых рекламных конструкций позволило значительно увеличить количество размещаемой социальной рекламы на цифровых поверхностях;
- «Оптимизация процесса подготовки документов для рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости» (реализован ГБУ ВО «Центр государственной кадастровой оценки Воронежской области»). Проект направлен на сокращение (оптимизацию) рабочего времени, затрачиваемого сотрудником при подготовке документации на одну Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости;
- «Создание и ведение электронной базы данных по земельным участкам, в отношении которых выдано разрешение на использование» (тиражирование проектов, реализован ОГБУ ВО «Управление природных ресурсов Воронежской области»). Проект направлен на сокращение сроков на поиски и подготовку документов; разработку, создание и ведение электронной базы данных; интегрирование информации из электронной базы данных в другие программные комплексы, в целях обеспечения доступа исполнительным органам области для принятия соответствующих решений;
- «Оптимизация процесса взаимодействия министерства и АУ «МФЦ» при оказании государственных услуг гражданам и юридическим лицам» (реализован министерством). Проект направлен на сокращение сроков и трудозатрат на оказание государственных услуг министерства посредством получения заявок на предоставление государственных услуг через МФЦ в электронном виде с приложенными образами документов посредством ВС СГИО «СГИО» (Система гарантированного информационного обмена органов государственной власти и органов местного самоуправления Воронежской области).
Кроме того, в 2024 году получен статус «Учреждения-образца» местного уровня подведомственным учреждением ГБУ ВО «Центр государственной кадастровой оценки».
Рассмотрение обращений граждан, проведение личного приема.
На постоянной основе (ежемесячно) министром и его заместителями проводятся личные приемы граждан по всем интересующим их вопросам в сфере имущественных и земельных отношений. Всего за 2024 год было принято более 200 граждан.
Кроме того, министром ежемесячно проводятся выездные приемы граждан в общественных приемных Губернатора области в муниципальных образованиях. Приемы граждан проведены в Богучарском, Воробьевском, Каменском муниципальных районах, городском округе г. Нововоронеж, а также в Советском и Железнодорожном районах городского округа г. Воронеж. В ходе приемов рассмотрены обращения граждан по вопросам предоставления земельных участков многодетным гражданам и иным льготным категориям граждан, оформления в собственность и аренду земельных участков и объектов недвижимого имущества, в т.ч. под гаражами, межевания земельных участков, оказания содействия в благоустройстве инфраструктуры и т.д. Всего за отчетный период приняты 18 жителей Воронежской области.
Все обращения граждан и вопросы, поднятые в ходе приемов, находятся на особом контроле министра.
Также в целях организации и систематизации работы по рассмотрению сообщений из открытых источников (социальные сети: «ВКонтакте», «Одноклассники» и др.), в соответствии с распоряжением Правительства Воронежской области от 08.05.2020 № 529-р «Об утверждении Положения об организации работы Правительства Воронежской области и иных исполнительных органов государственной власти Воронежской области с сообщениями из открытых источников» министерство осуществляет работу с сообщениями через аккаунты в соцсетях, а также с информационными сообщениями, поступающими посредством системы «Инцидент-менеджмент», являющейся системой реагирования на вопросы, жалобы, обращения от граждан региона, и позволяющей установить прямой диалог между населением и властью.
За 2024 год в системе инцидент-менеджмент и через соцсети было опубликовано 149 ответов на поступившие от граждан вопросы в сфере имущественных и земельных отношений, регулирования рекламного и алкогольного рынков.
Основные вопросы касались предоставления земельных участков многодетным гражданам и иным льготным категориям граждан в собственность бесплатно; предоставления альтернативных мер государственной поддержки многодетным гражданам и иным льготным категориям граждан; постановки многодетных граждан на учет как нуждающихся в улучшении жилищных условий; приватизации жилья; улучшения жилищных условий льготных категорий граждан (дети-сироты); деятельности объектов розничной торговли алкогольной продукцией и т.д.
Основные задачи министерства на 2025 год.
В 2025 году министерство продолжит активную работу по решению возложенных на него руководством области задач по улучшению качества управления и оптимизации имущественного комплекса Воронежской области. В рамках реализации мероприятий Стратегии-2035, государственной программы «Управление государственным имуществом», иных документов стратегического планирования основными (ключевыми) задачами министерства будут являться:
- обеспечение получения максимально возможных доходов (на уровне 550 – 600 млн руб.);
- реализация программы приватизации государственного областного имущества с максимальной эффективностью;
- проведение комплексных кадастровых работ на территории Воронежской области;
- заключение договоров о приватизации жилья с льготными категориями граждан;
- предоставление единовременной денежной выплаты взамен бесплатного предоставления в собственность земельного участка 1000 многодетным гражданам;
- предоставление многодетным гражданам порядка 800 земельных участков в собственность бесплатно;
- обеспечение всех участников СВО (орденоносцев), стоящих в реестре по городскому округу г. Воронеж, земельными участками или единовременными денежными выплатами;
- проведение инвентаризации земельных участков, расположенных на территории городского округа город Воронеж. Выявление условно свободных земельных участков и вовлечение их в хозяйственный оборот;
- предоставление в аренду АО «ВИнКО» земельных участков для последующего размещения резидентов индустриального парка «Масловский»;
- завершение реформы унитарных предприятий;
- реализация новых полномочий по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в области продажи безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических), установлению требований к размещению и обустройству сезонных залов (зон) обслуживания посетителей, в которых может осуществляться розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, утверждению порядка выдачи документа, подтверждающего соответствие сезонного зала (зоны) обслуживания посетителей таким требованиям и осуществлению выдачи указанного документа. Нормативно-правовое регулирование новых полномочий;
- осуществление контроля за соблюдением введенных с 01.03.2025 года ограничений в отношении пивных магазинов и объектов общественного питания, осуществляющих деятельность в барах и буфетах, расположенных в многоквартирных жилых домах.