Дата публикации: 26.12.2016
В департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области 23 декабря 2016 года состоялось расширенное совещание с руководством администраций муниципальных районов и городских округов Воронежской области, посвященное вопросам профилактики нарушений в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, усиления контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также предотвращения острых отравлений (в том числе со смертельным исходом) от употребления непищевой спиртосодержащей продукции.
На совещании с докладами выступили: руководитель Управления Роспотребнадзора по Воронежской области Игорь Механтьев, заместитель руководителя департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области Ольга Эсауленко, заместитель начальника отдела организации применения административного законодательства ГУ МВД России по Воронежской области Дмитрий Занин, заместитель начальника управления по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Воронежской области Андрей Шумилин.
В ходе совещания Игорем Механтьевым были озвучены результаты регионального токсикологического мониторинга за 9 месяцев 2016 года, свидетельствующие о снижении относительно аналогичного периода прошлого года общего количества случаев острых отравлений спиртосодержащей продукцией и суррогатами алкоголя с 616 до 576.
Вместе с тем, в сравнении с 9 месяцами 2015 года увеличился показатель летальности от токсического действия алкоголя: с 56,8% до 60,2%.
Лидерами по показателю острых отравлений спиртосодержащей продукцией и суррогатами алкоголя (56,6% от всех зафиксированных случаев) являются: городской округ город Воронеж, Новоусманский, Семилукский и Рамонский муниципальные районы.
Управлением Роспотребнадзора по Воронежской области были проведены контрольные мероприятия в отношении субъектов предпринимательства, реализующих непищевую спиртосодержащую продукцию (парфюмерно-косметические средства, незамерзающая жидкость для автомобилей), в ходе которых были отобраны образцы для проведения лабораторных экспертиз. В нескольких случаях были установлены факты значительного превышения токсических веществ (метанола) в стеклоомывателях. Кроме того, в паре случаев были выявлены несоответствия данных по производителям продукции, указанных в товарно-транспортных накладных и сертификатах соответствия.
Особое внимание на совещании было уделено вопросам взаимодействия исполнительного органа государственной власти, уполномоченного на осуществление на территории Воронежской области лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции, и органов местного самоуправления по предотвращению нарушений требований действующего законодательства, предъявляемых к розничной торговле алкогольной продукцией, в том числе пивом, пивными напитками, сидром, пуаре, медовухой.
Ольга Эсауленко проинформировала собравшихся о текущем состоянии регионального алкогольного рынка, определив его основные проблемы.
В частности, отсутствие четких, разграниченных законодательством полномочий, а также действенного механизма воздействия не позволяют эффективно контролировать хозяйствующих субъектов, осуществляющих нелицензируемую деятельность по розничной продаже пива и подобной ему продукции, адекватно реагировать на нарушения в сфере оборота данной алкогольной продукции, в том числе связанные с обязанностью представления деклараций об объеме ее розничной реализации.
В целях совершенствования контроля за полнотой и своевременностью представления деклараций об объеме розничной продажи пива и пивной продукции в департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области разработан и утвержден план мероприятий («дорожная карта»), направленный на достижение 100%-ой доли представления организациями и индивидуальными предпринимателями деклараций.
Для выполнения поставленной задачи, прежде всего, необходимо иметь полную информацию о субъектах предпринимательства, осуществляющих данный вид деятельности на территории муниципальных образований субъекта Российской Федерации.
В соответствии с «дорожной картой» предусматривается проведение органами местного самоуправления сплошной инвентаризации торговых объектов, в которых осуществляется деятельность по розничной продаже пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи. По результатам инвентаризации будут сформированы актуальные реестры субъектов предпринимательства, осуществляющих данную деятельность и обязанных декларировать объемы розничной продажи алкогольной продукции.
Во избежание повторения трагических событий, произошедших в Иркутске, в целях предотвращения риска отравления контрафактной (фальсифицированной) алкогольной продукцией Ольга Эсауленко рекомендовала органам местного самоуправления информировать организации и индивидуальных предпринимателей, в торговых объектах которых оказываются услуги общественного питания (рестораны, кафе, бары и т.п.), о целесообразности проверки легальности алкогольной продукции, принесенной посетителями с собой для употребления.
Кроме того, в целях информирования населения о местах законной реализации алкоголя создана и успешно функционирует интерактивная карта Воронежской области, содержащая сведения об организациях, имеющих лицензии на розничную продажу алкогольной продукции. Данный информационный ресурс размещен в сети Интернет на Геопортале Воронежской области (http://map.govvrn.ru/alco/).
О проделанной работе по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции, сообщил Дмитрий Занин.
Для повышения эффективности контроля за соблюдением обязательных требований и условий, предъявляемых к розничной продаже пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, предотвращения незаконной предпринимательской деятельности лицами, незарегистрированными в установленном порядке, предложено организовать регулярный обмен информацией между территориальными подразделениями полиции и органами местного самоуправления о хозяйствующих субъектах, осуществляющих обозначенную деятельность на подконтрольных территориях.
Кроме того, органам местного самоуправления было рекомендовано направлять в территориальные ОМВД актуальные схемы границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, в том числе пива и пивных напитков.
В заключение совещания Андрей Шумилин обратил внимание представителей органов местного самоуправления на безусловную возможность реализации на местном уровне полномочий по предотвращению правонарушений, связанных с розничной продажей алкогольной продукции, в том числе путем включения в муниципальные программы соответствующих профилактических мероприятий, а также создания на уровне муниципальных образований соответствующих межведомственных комиссий.